«Газпрому» подлили норвежской нефти
Новые открытия OMV в Норвегии не должны повлиять на обмен активов
Крупные недавние открытия австрийской нефтегазовой компании OMV на шельфе Норвегии не скажутся на ходе и объеме сделки по обмену активами с «Газпромом», заявили “Ъ” в компаниях. Согласно соглашениям от 2016 года, «Газпром» должен получить 38,5% в OMV Norge, а именно эта структура OMV на этой неделе открыла месторождения с запасами до 250 млн баррелей, которые могут стоить, по оценке аналитиков, до $500 млн. По мнению экспертов, неизменность параметров сделки могла быть оговорена изначально, хотя существуют и другие примеры.
Новые открытия, сделанные OMV Norge — дочерней структурой австрийской нефтегазовой компании OMV — на норвежском шельфе, не должны повлиять на параметры сделки по обмену активами с «Газпромом», заявили “Ъ” в российской и австрийской компаниях. В среду OMV Norge сообщила, что по итогам бурения разведочных скважин на участке PL 644 B в Норвежском море, лицензию на который компания получила в 2015 году, были открыты месторождения Hades и Iris. Суммарные запасы газа и конденсата оцениваются в диапазоне от 40 млн до 245 млн баррелей нефтяного эквивалента.
Между тем, в декабре 2016 года «Газпром» и OMV договорились об обмене активами. В результате сделки «Газпром» должен получить 38,5% в OMV Norge, а OMV получит 25% в проекте разработки блоков 4 и 5 ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Несмотря на то, что сделка была подписана до открытия OMV новых запасов газа и конденсата, это обстоятельство не должно отразиться на соглашениях между двумя компаниями.
Как заявили “Ъ” в «Газпроме» и OMV, изменение параметров договора, в том числе возможные доплаты со стороны российской компании, не рассматривается.
Изначально предполагалось, что обмен активами будет иметь безденежный характер. Тем не менее возможность выплат в случае переоценки активов на момент закрытия сделки рассматривалась.
По оценке Василия Тануркова из АКРА, стоимость открытых OMV запасов может оцениваться в диапазоне $80–500 млн в зависимости от итоговой величины запасов. «Вряд ли шельфовое месторождение будут оценивать по максимальной стоимости. Сейчас сделки проходят около $2–4 за баррель запасов. Если исходить из цены $2 за баррель, новые месторождения могут оцениваться в $80–500 млн»,— говорит он.
Аналитик «ВТБ Капитала» Екатерина Родина считает, что условия соглашения могли изначально предполагать, что никаких изменений после его заключения в случае роста запасов не произойдет. Она напоминает, тем не менее, что попытки пересмотра условий сходных сделок во временном промежутке между подписанием и закрытием иногда случаются. Так, в 2014 году китайская Sinopec, изначально согласившись выкупить у ЛУКОЙЛа долю в нефтяном бизнесе компаний в Казахстане за $1,2 млрд, попыталась отказаться от сделки после резкого падения нефтяных цен (баррель Brent подешевел за полгода примерно с $110 до чуть более $60). Межправительственная комиссия РФ и КНР поручила компаниям решить конфликт, после чего они пересмотрели цену договора с $1,2 млрд до $1,067 млрд.
Таким образом, открытие новых месторождений OMV Norge выгодно «Газпрому». Тем не менее остается вероятность, что сделка с OMV вообще не будет закрыта. Изначально предполагалось завершить передачу активов еще в середине 2017 года. Однако сроки пришлось перенести, поскольку власти Норвегии до сих пор не согласовали вхождение «Газпрома» в актив. Они настаивают на том, чтобы доля российской компании в OMV Norge не превышала 25%.