Выздоровление приводит к новым вопросам

Почему подробности «дела Скрипалей» вызывают сомнения

Сергей Скрипаль больше не в критическом состоянии. Бывший сотрудник ГРУ быстро идет на поправку и хорошо реагирует на лечение, сообщает агентство Reuters со ссылкой на госпиталь в Солсбери, где находится пострадавший. Ранее о том, что дочь Скрипаля Юлия пришла в сознание, по данным Скотленд-Ярда, неделю назад, но когда она покинет медучреждение, пока неизвестно. При этом химики, разрабатывавшие «Новичок», ранее говорили, что при должной концентрации оправиться от отравления этим ядом невозможно. О стремительно выздоровлении пострадавших и других нестыковках в этом громком деле — Григорий Колганов.

Фото: Сергей Вишневский, Коммерсантъ

Отца и дочь Скрипалей нашли без сознания на скамейке в парке 4 марта, пострадавших обнаружил сержант криминальной полиции Ник Бейли. Через несколько минут всех троих госпитализировали в критическом состоянии, однако уже через 18 дней правоохранителя выписали из больницы. А еще через неделю, как сообщили в Скотленд-Ярде, в сознание пришла и Юлия Скрипаль. Наконец, появилась информация и о состоянии ее отца — бывший сотрудник ГРУ больше не в критическом состоянии и хорошо реагирует на лечение, сообщили в госпитале Солсбери.

Чем известен Сергей Скрипаль

Смотреть

Обстоятельства того, как были найдены пострадавшие, а также скорость их восстановления вызывают много вопросов у российских медиков. Заведующий кафедрой токсикологии Северо-Западного медицинского госуниверситета Виктор Шилов отметил, что на отравление боевым веществом все это не похоже: «После отравления веществами подобными, даже бытовыми, не могут люди сидеть на скамеечке, обнявшись. Как правило, эти люди все в биологических испражнениях, с судорогами, в конечном итоге они бы лежали под скамеечкой. Выход был бы более длительным и с осложнениями. Она могла бы говорить, но речь была бы нарушена; присутствовали бы апатия, вялость. Мне, как врачу, это непонятно, потому что было бы о чем говорить, если были бы описаны симптомы, информация о лечении. У меня вызывает большие сомнения, что это вообще было отравление».

Врач-токсиколог — не единственный, кто сомневается в самом факте отравления. Такой же точки зрения придерживается сенатор Алексей Пушков. На эту мысль его натолкнула опубликованная телеканалом «Россия 1» запись телефонного разговора Юлии Скрипаль с двоюродной сестрой Викторией. Подтвердить подлинность беседы журналисты не смогли. Из реплик пострадавшей можно сделать вывод, что с Сергеем Скрипалем все в порядке.

— Юляш, все нормально у тебя?

— Нормально, все хорошо. Просто тут ситуация сама знаешь, какая. Все хорошо, короче.

— Все-все, ладно.

— Все хорошо, все решаемо, все поправляются, все живые.

— Ясно. У папы все нормально?

— Все нормально, сейчас отдыхает, спит, у всех здоровье нормальное, ни у кого непоправимых вещей нет, все, я скоро выписываюсь, все окей.

Об обстоятельствах отравления Скрипалей Москва узнает в основном из СМИ. В прессе фигурировали предположения, что пострадавшие получили яд через букет цветов, систему вентиляции своего автомобиля и даже личные вещи самой Юлии Скрипаль, которые приехали с ней из России. Основная версия британской полиции, по сообщениям журналистов, — отравление дома. Именно там обнаружили наивысшую концентрацию вещества, которое называют «Новичком».

Однако и здесь нашлись нестыковки. В своем жилище Скрипали держали морских свинок и кота. Первые, по информации СМИ, умерли от обезвоживания, а второго ветеринары усыпили. После этого всех питомцев бывшего шпиона кремировали. По сути, британские власти сами уничтожили доказательства того, что Скрипалей отравили в их доме, полагает эксперт по химическому оружию, бывший инспектор ООН Антон Уткин.

Антон Уткин — о расследовании отравления в Солсбери:

«Если у вас в доме какая-то поверхность имела на себе следы отравляющего вещества, то кот, который бродит везде, наверняка в это место подошел, почувствовал незнакомый запах, полизал и должен был умереть. Ему нужна доза во много раз меньше, чем человеку. Если британские спецслужбы не утверждают, что в теле кота были найдены отравляющие вещества, возникают вопросы: каким образом версия, связанная с тем, что отравляющее вещество было в доме Скрипалей, подтверждается?»

Смотреть

Накануне на экстренном заседании Совбеза ООН постпред России при организации Василий Небензя заявил, что аргументы британской стороны рассыпаются на глазах. К делу Скрипалей остается множество «неудобных» вопросов: «Где были Скрипали четыре часа с выключенными телефонами? Как брали пробы? Кто подтвердит их достоверность? Почему не спросили согласия родственников на забор крови? Откуда так быстро взялся антидот против неизвестного химического вещества, был ли он введен им? Чем занимался Скрипаль, с кем был связан? Это скоординированная, хорошо подготовленная заранее кампания. Основная цель понятна: дискредитировать Россию, обвинить ее в применении страшного негуманного оружия, заодно дискредитировать нашу позицию по сирийскому химическому досье. В общем, сочетание полезного с приятным».

Лондон же считает, что это Москва заметает следы и ведет себя как гений преступного мира Мориарти. Невольным читателям этого лихо закрученного детективного романа пока очень сложно предположить, чем же он может закончиться.

В МИД Великобритании уже заявили, что Скрипалям, скорее всего, до конца жизни потребуется медицинская помощь. Кроме того, сегодня британские СМИ сообщили о том, где, по мнению Лондона, был произведен газ «Новичок» — это лаборатория в городе Шиханы Саратовской области. В России эту информацию опровергают.

Вся лента