Ополченец подорвался на мыле
Казанского активиста Союза добровольцев Донбасса отправили в колонию за незаконный оборот взрывчатки
Верховный суд (ВС) Татарстана утвердил приговор активисту регионального отделения общественной организации «Союз добровольцев Донбасса» Александру Каршеву. Согласно материалам дела, он хранил у себя дома взрывчатку, привезенную из зоны боевых действий в Луганске. Свою вину Каршев не признал и попытался добиться оправдания, но безуспешно – ВС отправил его на 3,5 года в колонию общего режима. В «Союзе добровольцев Донбасса» заявили, что даже после вступления приговора в силу не намерены исключать Каршева из своих рядов, поскольку уверены в его невиновности.
ВС Татарстана рассмотрел апелляционную жалобу 58-летнего местного жителя Александра Каршева. Согласно информации, размещенной на сайте судебной инстанции, он выразил несогласие с приговором, вынесенным ему Вахитовским райсудом Казани. 18 января этого года Каршев был признан виновным в незаконном перемещении через границу таможенного союза взрывчатых веществ и боеприпасов, их незаконном приобретении, хранении, перевозке и ношении (ст. 226.1, 222, 222.1 УК РФ).
Согласно приговору, у него в квартире были найдены бруски тротила общей массой 203,3 грамма (такое количество может подорвать автомобиль), около 100 граммов бездымного пороха, а также один патрон калибра 7,62 мм к револьверу «Наган».
Александр Каршев является активистом татарстанского отделения межрегиональной общественной организации «Союз добровольцев Донбасса» (СДД). Данная организация была создана в РФ в 2015 году, председателем ее правления является экс-премьер самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай. СДД объединяет тех, кто принимал участие в событиях на Востоке Украины на стороне самопровозглашенных ДНР и ЛНР. В татарстанском отделении СДД Каршев выполнял функции помощника координатора подразделения.
По версии следствия, взрывчатку и патрон Каршев перевез летом 2014 года. Сначала, как говорится в деле, он на «неустановленном автомобиле в качестве пассажира, минуя пункты пропуска таможенного и пограничного контроля», перебрался на территорию Ростовской области. Затем также на «неустановленном транспорте» прибыл на станцию Поворино Воронежской области, откуда 17 июля 2014 года на поезде доехал до станции Москва-Павелецкая. Далее господин Каршев на автомобиле добрался до Казани.
В начале 2017 года сотрудники МВД по Татарстану получили оперативную информацию о том, что Каршев хранит у себя дома запрещенные предметы. У него был проведен обыск, по результатам которого возбудили уголовное дело.
Райсуд, признав Каршева виновными в незаконном обороте взрывчатки и патрона, назначил ему 3,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
В ходе судебного следствия он вину не признал, выдвинув свою версию. Согласно показаниям Каршева, он занимался доставкой гуманитарной помощи в Луганск, где однажды попал под обстрел, получил контузию, после чего оказался в госпитале. Он утверждал, что после выписки он поехал в РФ на попутной машине, при этом вещи ему собрали саперы, с которыми он совместно проживал в Луганске. Отметим, в интернете имеются сведения о том, что Каршев в свое время состоял в саперном взводе народно-освободительного батальона ЛНР «Заря». Как рассказал в суде Каршев, приехав домой, он «стал разбирать рюкзак с вещами и обнаружил там гильзу и два куска мыла». «Понял, что их забыли саперы, положил их дома, где они находились до момента обыска. О том, что это был тротил, понял только при обыске», - уверял подсудимый. Каршев заявил в райсуде, что тротил ему подбросили сотрудники полиции при обыске.
В ВС он попросил приговор отменить и полностью оправдать его, заявив, что «его вина не доказана», а приговор «вынесен с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона». Так, Каршев обратил внимание на тот факт, что согласно протоколу обыска, у него был изъят патрон без маркировки, а на исследование экспертам почему-то оказался предоставлен патрон с маркировкой «38и». Кроме того, осужденный поставил под сомнение заключение экспертов, признавших, что у него нашли именно тротил. В довершении всего Каршев потребовал вернуть изъятый у него арсенал: пневматические пистолеты и винтовку, ножи в ножнах, сигнальный пистолет, три учебно-имитационных запала, практический выстрел ВУС-17, дымовую гранату РДГ-2. Все это райсуд постановил уничтожить. Каршев заявил ВС, что эти вещи «не запрещены в обращении и не являются орудиями совершения преступления».
Действительно, данный арсенал не запрещен к использованию гражданскими лицами. Так, граната РДГ-2, предназначенная для задымления местности, является имитационно-пиротехническим и осветительным изделием гражданского или народнохозяйственного назначения. Но вот, например, выстрел ВУС-17, хоть он и снаряжен пиротехническим составом оранжевого дыма, все же служит для обучения военных основам стрельбы из гранатомета.
ВС посчитал, что «выводы суда о виновности Каршева и юридической квалификации его действий являются мотивированными и основаны на совокупности доказательств по делу, в том числе представленных в суд апелляционной инстанции». Вышестоящая инстанция не нашла поводов для оправдания Каршева и не стала менять ему наказание. Вместе с тем ВС постановил пересмотреть вопрос, касающийся изъятия у него арсенала. «Принимая в резолютивной части приговора решение об имеющихся по делу вещественных доказательствах (арсенала – «Ъ-Казань»), суд в нарушение требований УПК РФ в описательно-мотивировочной части приговора принятое решение никак не мотивировал, необходимость разрешения судьбы того или иного вещественного доказательства не обосновал», - сказано в решении ВС. Дело в части судьбы арсенала было решено вернуть на новое рассмотрение в тот же райсуд, но в ином составе суда. Приговор по части наказания Каршева вступил в законную силу.
Пресс-секретарь татарстанского подразделения СДД Михаил Шаров заявил «Ъ-Казань», что даже не смотря на вступление приговора в силу Каршева не будут исключать из организации. «Временно на место Каршева на роль координатора назначен другой человек. Мы считаем, что Каршев невиновен – он порядочный человек», - уверен господин Шаров. По его словам, Каршев оказался жертвой оговора: «Его оговорил ключевой свидетель по делу, который сам не в ладах с законом и был в розыске за грабеж и другие преступления».