Райффайзенбанк идет в массы
Он обратит внимание на мелких клиентов
Российский Райффайзенбанк намерен сохранить опережающие сектор темпы роста кредитования на горизонте трех лет. В кредитной организации ожидают «очень скромного» экономического роста, но тем не менее намерены увеличить кредитный портфель как за счет покупки портфелей, так и за счет работы с мелкими клиентами.
Райффайзенбанк намерен увеличивать клиентскую базу, чтобы сохранить прибыльность на фоне вялого экономического роста. Об этом в интервью Reuters рассказал член правления банка Герт Хебенштрайт. По его словам, банковский бизнес в России изрядно пострадал от рецессии, девальвации и падения нефтяных цен, а украинский кризис и западные санкции усугубили ситуацию. «С точки зрения экономических перспектив… вероятен очень скромный рост экономики»,— отметил господин Хебенштрайт. Но Райффайзенбанк тем не менее нацелен на увеличение количества клиентов.
Райффайзенбанк принадлежит австрийскому Raiffeisen Bank International, в России банк занимает 13-е место по активам и входит в список системно значимых банков. По итогам 2017 года, согласно международной отчетности, банк получил чистую прибыль в размере 29,1 млрд руб. против 23,28 млрд руб. годом ранее.
В 2017 году Райффайзенбанк показал темпы роста кредитования выше рынка как в корпоративном, так и в розничном сегменте. Портфель розничных кредитов Райффайзенбанка вырос за год на 22%, корпоративных — на 10%. По данным Банка России, по банковской системе в целом за прошлый год рост корпоративного кредитования составил 0,2%, розничного — 12,7%. Госбанки показали результаты лучше сектора: так, у Сбербанка рост портфеля кредитов компаниям составил 5,1%, физлицам — 13,6%. Банки группы ВТБ показали рост розничного кредитования: на 14,9% — у ВТБ 24 и на 13,6% — у ВТБ, в корпоративном кредитовании — рост на 11% у банка ВТБ. «В 2017 году мы опередили рынок и опередили госбанки по росту портфеля. Посмотрим, удастся ли нам это повторить в 2018 году, но мы точно собираемся показывать достаточно существенный рост в следующие три года»,— заявил Герт Хебенштрайт, отметив, что на рынке сохраняется высокая конкуренция за лучших заемщиков.
Чтобы в непростых условиях показывать опережающий рост, Райффайзенбанк планирует работать с более мелкими клиентами, в то время как сейчас его приоритет — средний уровень клиентов. Кроме того, банк не исключает возможности продолжить скупать кредитные портфели.
По мнению экспертов, данный подход позволит расширить клиентскую базу, однако не гарантирует опережающего роста. «В корпоративном сегменте покупка портфелей — нераспространенная практика, скорее, можно говорить о рефинансировании единичных кредитов,— комментирует аналитик ИК "Алор Брокер" Алексей Антонов.— Если же говорить о сегменте малого бизнеса, то в нем уже достаточно кредиторов, не очень понятно, как традиционно осторожный в плане рисков иностранный Райффайзенбанк будет конкурировать с активными сейчас игроками». Впрочем, и в рознице, особенно в массовом сегменте, сейчас конкуренция очень высокая, добавляет он. «Конечно, сейчас розничный сектор имеет широкие возможности по привлечению клиентов. Смена политики и переход на работу с более мелкими заемщиками — популярная форма наращивания численности клиентов, так поступают не только банки,— отмечает гендиректор МФК "Мани Фанни" Александр Шустов.— Однако, на наш взгляд, сейчас эта ниша уже довольно плотно занята микрофинансовыми организациями, которые за последние несколько лет смогли неоднократно пересмотреть свои отношения с клиентами и выработать действительно комфортные условия для займов. Такие заемщики скорее обратятся к МФО, где будет уверенность в быстром одобрении займа без лишней бумажной бюрократии, чего Райффайзенбанк при всем желании позволить себе не сможет».
При этом эксперты указывают, что рост кредитования как у Райффайзенбанка, так и у других игроков будут сдерживать политические факторы. «На распространение услуг и на спрос со стороны клиентов в первую очередь влияет экономическая стабильность в стране,— отмечает господин Шустов.— Ее на текущий момент в очередной раз расшатывает новый пакет американских санкций — они, безусловно, отразятся на потребительском спросе и благосостоянии клиентов».