«Есть человек, связанный со всеми тремя делами»

Корреспондент “Ъ FM” — о брифинге Генпрокуратуры по «делу Скрипаля»

Лондон ведет кампанию вокруг «дела Скрипаля» по отработанному в прошлом антироссийскому сценарию, заявил заместитель генпрокурора Саак Карапетян. В Генпрокуратуре нашли сходство между «делом Скрипалей», отравлением Александра Литвиненко и смертью Бориса Березовского. Подробнее о позиции Генпрокуратуры в прямом эфире рассказал корреспондент «Коммерсантъ FM» Владимир Расулов, присутствовавший на брифинге.

Слева направо: официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, заместитель и советник генпрокурора России Юрии Чайки Саак Карапетян и Николай Атмоньев

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Cвои доводы представители Генпрокуратуры подкрепляли сканами документов, которые были рассекречены, из переписки Генеральной прокуратуры с британским МВД с начала 2000-х и по сегодняшний день. Выяснился любопытный момент: в делах о смерти Бориса Березовского, об отравлении Александра Литвиненко и об отравлении Сергея Скрипаля выявлен один человек, который был связан и с тем, и с другим и с третьим. Об этом говорил советник генпрокурора Николай Атмоньев: основываясь на материалах переписки, он рассказал, что в июле 2006 года российская Генпрокуратура получила заявление от некоего Владимира Терлюка, выходца из Казахстана, который с 1999 года проживал в Великобритании. В этом документе тот сообщил обстоятельства, при которых Борис Березовский в свое время получил убежище в Великобритании.

Советник генпрокурора России Николай Атмоньев

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

По словам господина Терлюка, с мая по сентябрь 2003 года Березовский, а также бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и экс-глава Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб пытались склонить Терлюка к обращению в официальные органы Британии и объявлению себя агентом российских спецслужб, которого якобы направили в королевство с целью отравить Бориса Березовского. Но, как следует из материалов, представленных Генпрокуратурой, Терлюк от этого отказался, и тогда Березовский и Литвиненко сами обратились с такими ложными доносами. По словам Генпрокуратуры, Березовский действительно получил убежище в королевстве на основании этих документов, и тогда Терлюк дал показания против Березовского об организации покушения.

После этого Терлюку, как отмечается в этих документах, стали угрожать. Британцы, по версии Генпрокуратуры, никак его не защищали, он обратился за защитой к российской стороне. И интересно также отметить, что только в конце 2006 года, когда был убит Александр Литвиненко, британские власти предоставили защиту господину Терлюку, но это оказалось не очень эффективно, поскольку на него и его жену было совершено нападение. Виновные, как отмечают в Генпрокуратуре, до сих пор не были установлены.

И самый интересный момент: Генпрокуратурой было представлено написанное от руки письмо господина Терлюка, в котором тот заявил, что с конца января 2018 года Скотленд-Ярд просил его разъяснить его позицию о сотрудничестве с Генпрокуратурой России, которое якобы может вредить безопасности Великобритании на фоне отравления Сергея Скрипаля.

Терлюк беспокоится за свою безопасность и не хочет быть лжесвидетелем. Генпрокуратура связывает это обращение с тем, что спецслужбы Великобритании тоже пытались каким-то образом выйти на господина Терлюка. Проводятся аналогии с тем, что Терлюка пытались использовать при организации покушения на Бориса Березовского и при отравлении господина Скрипаля.

Чем известен Сергей Скрипаль

Смотреть

Уже сейчас известно, что Генпрокуратура обратилась к британцам с просьбой разъяснить детали возбужденного уголовного дела в Великобритании по поводу отравления бывшего сотрудника ГРУ. И интересно отметить, что Саак Карапетян, замгенпрокурора, заявил о том, что пока у России нет механизмов по обжалованию отказов Великобритании в просьбах, с которыми Генпрокуратура России обращалась к своим британским коллегам. Но они попытаются убедить коллег создать некий механизм, когда можно будет эти отказы обжаловать. Но, к сожалению, пока Запад не идет навстречу Генпрокуратуре, все ограничивается попытками призыва к сотрудничеству.

Вся лента