Протасы FM
Наталья Радулова познакомилась с четой сельских пенсионеров, создавших радио, которое приятно слушать
Всемирный день радиолюбителя отмечают на этой неделе 18 апреля. "Огонек" нашел пенсионеров, которые запустили собственное сельское радио, сделав его источником дохода и хорошего настроения
"Сегодня в Протасах ожидается переменная облачность без осадков",— свой рабочий день Елена Гельфанд, единственная ведущая и основатель сельского "Радио "Протасы"", начинает с записи прогноза погоды. Ее студия — маленькая комнатка в деревянном доме, на полу и на столе здесь уложены толстые ковры для большей звукоизоляции. На дверях и окошке — шторы. "А вообще, когда мы только начали строиться, то уж знали, что будем отсюда вещать, так что муж хорошенько изолировал стены, чтобы никакие посторонние шумы в эфир не проникали".
В эфир Елена выходит ровно два года — на этой неделе ее радио как раз отмечает день рождения. Площадь охвата частоты составляет около 30 километров — сюда попадает не только сам поселок Протасы, где зарегистрированы несколько сотен жителей, но и соседние деревни. Слушателям предлагаются хорошие новости и песни с "добрыми словами". "Плохого хватает и без меня,— объясняет Елена,— а я хочу, чтобы люди знали: мы живем в прекрасном крае, в замечательной стране".
"Позитив выбирай"
Земляки, впрочем, регулярно предлагают поговорить о своих бедах. Житель поселка Евгений Клячин настаивает: "Давайте обсуждать по радио насущные темы про дороги, остановки, освещение улиц. А то ночью местами темень хоть глаз выколи!" Но Елена о негативном вещать отказывается. Она садится перед микрофоном и сообщает воодушевляющие вести: "В Прикамье в два раза сократилось число случаев массовых кишечных заболеваний!", "В столице Пермского края строится новый фонтан!" Даже криминальные сводки Гельфанд выбирает особенные, только те, в которых видна доблестная работа полиции: "Я хочу, чтобы люди доверяли нашим органам и знали: все преступления будут раскрыты. Вот, например, криминалка у меня сегодняшняя: "За незаконную охоту перед судом предстанет 69-летний житель села Березовка, который совершил отстрел лося. Мужчина уже дал признательные показания...""
Проверяет на позитив Елена и песни — она считает, что музыка 50-х и 60-х практически вся годится для эфира, но для другой уже надо проводить тщательный отбор.
Одна местная группа попросила как-то включить свой хит в ротацию, но радиовладелица решительно отказала: "Да вы сами послушайте, о чем они поют: лето заканчивается, любовь уходит, все плохо. Нет, такое я никогда не поставлю. Я хочу слышать о том, что все хорошо, а будет еще лучше!"
По той же причине женщина долго не решалась запустить немецкую песню "Rosamunde": в каком-то кинофильме эта мелодия звучала во время сцены допроса советских военнопленных. Елена даже попросила знакомую переводчицу посмотреть текст, нет ли там чего ужасного. Оказалось, что песня про любовь: "Розамунда, подари мне свое сердце и скажи "да", Розамунда, только не спрашивай сначала маму...", и строгий сельский цензор дала добро.
Музыку ведущая ищет в интернете. "У меня уже большая фонотека, но я все равно всегда в поиске. Вот сноха говорит: "Ой, я вчера услышала Толкунову, такой восторг!" А я думаю: ой, у меня же нет этой замечательной исполнительницы, надо найти. Хотя и у Толкуновой бывают глупые песни, вроде "Очереди за счастьем". Ну что это, какие очереди? Разве это дефицит? Быть счастливым, наслаждаться жизнью — это ведь так просто". Пенсионерка точно знает, что радость — это не эмоции, а решение. Поэтому она выбирает радость и следит, чтобы ее окружали красивые вещи, добрые люди, а звучали — только хорошие песни.
Может, поэтому у ее радио такой жизнерадостный гимн: "Мир за окном так красив и прекрасен, если умеешь жить хорошо. Радиоволны поселка Протасы дарят эфир, что наполнен душой... "Радио "Протасы"", Пермский край — настройся на нас, позитив выбирай!"
"Партии спасибо, партии хвала"
Вещание в поселке начинается в 7 утра, с утренней зарядки, которая когда-то записана была еще во времена СССР: "Слушайте "Радио "Протасы"" и выполняйте упражнения вместе с нами!" Производственная гимнастика — в 11:00 по будням. Вечером — сказка для детей. Днем звучат миниатюры некоторых проверенных юмористов, например Жванецкого. Елена исправно платит за это авторские — отчисления в российское Представительство Всемирной организации интеллектуальной собственности обходятся каждый месяц в полторы тысячи рублей. Налоги — еще одна статья расходов, но пенсионерка умеет экономить: "Ведь мне никто не нужен, я сама и директор, и бухгалтер, и ведущий, и редактор, и звукорежиссер, и сценарист-креативщик для рекламных роликов".
О своем радио Елена фантазировала с детства, может, поэтому и получила музыкальное образование, работала в детском саду, разучивала с малышней песни согласно воспитательной программе: "Партии спасибо, партии хвала, детство золотое дарит нам страна".
В 1990-е, когда от нее ушел первый муж, Елена и не подумала отчаиваться: "А что я здесь сижу, страдаю, молодая, красивая, с двумя детьми?", набралась смелости и позвонила на пермскую радиостанцию: "Хочу работать у вас диктором", там обалдели, но настойчивую женщину все же пригласили на собеседование. Восемь лет Елена выходила в эфир с короткими репортажами как корреспондент. "Конечно, я хотела сама всем заправлять, но тогда я думала, что это нереально. Как это можно сделать без юристов, инженеров, без целого коллектива? В то время не было компьютеров-то. На пленочку все записывали. Монтажеры на больших бобинах, магнитофонах все делали — вжих-вжих!"
Работала пермячка и в торговом центре, отвечала за рекламу, в том числе и транслируемую по внутреннему радио. А за год до пенсии ее уволили. "Когда работала — денег не считала. А тут призадумалась: квартира в ипотеке, машина в автокредите. Стала работу искать — никто не берет. Руководители молодые, а мне 54! И тогда меня осенило: а почему бы самой радио не создать, как я и мечтала? Опыт у меня есть, второй муж, Марк, тоже с детства радиолюбитель, в армии радистом работал, в электронике собаку съел, всю жизнь ремонтирует и коллекционирует радиоприемники, очень любит это дело. Мы же отлично друг друга дополним!"
Тогда-то Елена и убедила Марка открыть свою радиостанцию. Они как раз поженились, купили участок за городом, хотели через несколько лет строить там дом. Но со строительством пришлось поторопиться, так как вещать решили именно в сельской местности. В общем, рискнули, продали квартиру, начали создавать дело всей жизни. "У меня сначала были мысли позвать специалистов, чтобы то сделали, это,— говорит Марк.— Но потом решил: сам справлюсь, все подключу и настрою, разберусь". Марк установил на участке 9-метровую антенну, достал хороший микрофон и микшерские пульты, нашел в Калуге на заводе "Тайфун" радиопередатчик 1979 года, "новый, со склада" и выкупил его за 46 тысяч рублей.
Елена занималась приобретением лицензий, покупкой специальных программ для компьютера, заказала за 50 тысяч и "одежду эфира": фирменную песенку, джинглы, отбивки. Подсчитала она, и какую прибыль может приносить бизнес: "В Перми на рейтинговых радиостанциях один рекламный выход, а это 30 секунд, стоит 800-1200 рублей, на не рейтинговых — 150-500 рублей. Я для себя выбрала за один выход 30 рублей. Но если этот ролик повторять десять раз в день да еще, к примеру, два месяца, вот и нормальная сумма получается. Я так подумала: мне бы два-три таких рекламодателя и больше не надо".
Но жизнь снова подкорректировала прогнозы оптимистичной пенсионерки.
"Говорят Протасы!"
— Мы с самого начала хотели вещать на более выгодной FM-частоте,— объясняет Марк.— Но в радиочастотном центре, где мы оплатили экспертизу за 20 тысяч рублей, нам выделили только УКВ. Это значило, что слышать нас могли в основном только обладатели советских радиоприемников — современные аудиосистемы в машинах, к примеру, чаще всего идут с FM-диапазоном. Я тогда почти руки опустил, сказал жене: "Нет смысла дальше продолжать, бессмысленно это все".
Но Елену не так-то просто повергнуть в уныние. Она убедила мужа, что ничего страшного не случилось — и так кто-то услышит. А сама настойчиво звонила в центр, спрашивала, как же так. Какой-то менеджер ей тогда сказал: "Для вашей деревни и этого за глаза хватит, куда вам FM?", и она решила пока просто начать, а там видно будет. Супруги запустили музыку в эфир, проехались по дорогам района, сами себя послушали, обрадовались: работает!
Почти сразу начали звонить благодарные слушатели: "Какие же приятные мелодии у вас! А то агрессивные композиции слушать надоело". Соседи купили двух коз, и как раз Елена включила песню про сельское хозяйство, так они эсэмэс ей прислали, уверенные, что это она их так поздравила с приобретением: "Вот спасибо! Очень приятно!". Другой житель поселка вообще убежден, что у новой радиоведущей дар ясновидения — она всегда ставит музыку под его настроение. Как-то в день рождения гости спели этому мужчине песню "Happy Birthday to You", а он только рукой махнул: "Завязывайте вы с этой американщиной, лучше "Пусть бегут неуклюже..." спойте". И в этот момент из приемника раздалась именно эта песня: у Елены по графику был "Детский час".
Даже в местной администрации Елена услышала свое радио. Глава поселка, Николай Павлов, ей тоже обрадовался: "О, это вы! Так мы же вас слушаем!". Оказалось, глава накануне крутил ручку приемника в кабинете, услышал позывные "Музыка хорошего настроения" и чуть не запрыгал от радости, позвал всех женщин-коллег: "Девочки, слушайте, говорят Протасы!". Павлов поддержал стремление Елены увеличить эффективность вещания. Он признался, что даже приемник в своем автомобиле поменял, чтоб ловить радиостанцию на УКВ-волнах, хотя для этого и пришлось "раскурочить панель".
После такой горячей поддержки Елена решила написать подробное письмо в Москву, директору Главного радиочастотного центра: "За время вещания мы хорошо зарекомендовали себя, слушатели нас заметили и оценили. У нас оригинальное вещание, насыщенное программами и музыкой, преимущественно советского времени. Людям это нравится. Те, кто слушает нашу волну дома, не могут расстаться с приемником, берут его с собой и в гараж, и в огород... И при этом прибыли у нас практически нет. И все потому, что приемники в УКВ-диапазоне есть далеко не у всех радиослушателей! Предоставьте нам, пожалуйста, возможность занять частоту в FM-диапазоне. Поддержите наш бизнес!" После этого Елене позвонила сама удивленная директор: "Ну раз такое дело, давайте еще раз проведем экспертизу".
"Будет еще лучше"
Сейчас "Протасы" вещает на частоте 94,3 FM, и в интернете, в соцсетях группа любителей этого радио насчитывает 93 участника. Глава Павлов тоже оказал поддержку — на въезде в поселок появился небольшой рекламный щит с гордой рекламой родной радиостанции. А компании, которые просят о размещении рекламы, Павлов стал отправлять к Гельфандам: "Это наше СМИ, рекламируйтесь у них".
Елена и сама звонит потенциальным клиентам, убеждает, что у нее — отличная площадка для их пиара. Цену, правда, пришлось снизить почти в 2 раза от планируемой, зато все пакетом: 150 "выходов" в месяц за 2,5 тысячи рублей.
"Ко мне идут те рекламодатели, которым недоступны городские радиостанции. А у меня за малые деньги, но их услышат. Я как никто понимаю, что свой бизнес — это не так легко, поэтому люди каждую копейку считают". На радио дают объявления строители, владельцы магазинчиков, для местного ателье недавно отличный ролик записали, на мелодию "Семь сорок": "Починим обувь, сумки, починим обувь, сумки, и чемоданы, и кошельки..."
Супруги подсчитали, что радио уже начало само себя окупать и приносить прибыль: "С нашими пенсиями нормально выходит. А будет еще лучше". Марк своими руками сделал для жены запасной передатчик — если калужский сломается. Все электричество в доме — от солнечных батарей, так что аварии "Протасам" тоже не страшны. Так и живут: на Марке — техническое обеспечение, Елена — ответственна за позитив: "Иной раз супруг поймает волну на каком-нибудь своем приемнике, а там мужики-радиолюбители общаются о бабах, о погоде, о рыбалке, о всякой ерунде, и грубо так, с матом! Они думают, их никто не слышит. Но эфир наполнен звуками!.. Вот я и хочу, чтобы мои звуки были добрыми".