SSJ 100 подлетает к Африке
Афрэксимбанк выделит $500 млн на покупку российских самолетов
Россия может найти новый рынок сбыта отечественной авиатехники. Африканский экспортно-импортный банк через своего акционера Российский экспортный центр выделит около $500 млн на покупку российских самолетов и еще $300 млн на поддержку лизинга. Производитель SSJ 100 «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) пока говорит только о проектах в разной степени проработки «с представителями нескольких стран африканского континента». Для первой сделки планируется создать совместную российско-африканскую лизинговую компанию.
Африканский экспортно-импортный банк (Афрэксимбанк) предоставит африканским национальным и частным авиакомпаниям $500 млн на покупку российских самолетов, сообщил Bloomberg. Еще $300 млн будут выделены на поддержку лизинга воздушных судов, сообщил глава отдела работы с клиентами Афрэксимбанка Рене Авамбенг.
Исполнительный директор группы Российского экспортного центра (РЭЦ, в него входят ЭКСАР и Росэксимбанк) Алексей Тюпанов подтвердил “Ъ”, что «африканский рынок действительно один из приоритетов РЭЦ, особенно в части финансовых инструментов поддержки по линии Росэксимбанка и ЭКСАР». В конце 2017 года РЭЦ стал одним из акционеров Афрэксимбанка. Кредиты на покупку самолетов SSJ 100 будут предоставлены африканским государственным и частным компаниям через «Афрэксим» по линии Росэксимбанка. Страховое покрытие сделки обеспечит ЭКСАР, отметил господин Тюпанов.
О планах выхода на африканский рынок рассказывал глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в июле 2017 года. По его словам, ГСС заключили контракт с замбийскими авиакомпаниями о поставке четырех SSJ 100 в 2018 году и еще одного для руководства страны. Тогда же планировалось поставить еще четыре самолета для создаваемой авиакомпании Замбии. Ранее заместитель главы Минпромторга Георгий Каламанов говорил «РИА Новости», что РФ ведет активные переговоры о поставке самолетов SSJ 100 с Нигерией, Ганой, Намибией. При этом глава ОАК Юрий Слюсарь в интервью “Ъ” признавал, что компания «не будет масштабировать этот проект на объемы больше чем 30–40 самолетов в год», поскольку на мировом рынке этот сегмент оценивается в 100–120 самолетов в год максимум. Наращивать производственные мощности на большее количество машин нецелесообразно: с учетом существующей конкуренции компания не сможет их продать, подчеркнул глава ОАК.
В пресс-службе ГСС “Ъ” сообщили, что производитель ведет переговоры «разной степени проработки» с представителями нескольких стран африканского континента. Потенциальные заказчики «проявляют интерес как к обычной пассажирской версии самолета SSJ 100, так и к его бизнес-модификации, включая самолеты специального назначения», отметили там. Источник в отрасли добавил, что для первой сделки может быть создана лизинговая компания РЭЦ и Афрэксимбанком по поставке SSJ 100 в Африку, ее ресурсы также могут быть использованы для дальнейших поставок самолетов в регион.
До сих пор наиболее успешной поставкой SSJ 100 за рубеж остается контракт с мексиканской Interjet. В парке перевозчика летают 22 самолета SSJ 100. В 2017 году выпущено 34 самолета, на конец марта 2018 года эксплуатировалось 117 SSJ 100 (85 — в РФ, 32 — за рубежом). 107 самолетов летают в коммерческих авиакомпаниях, десять — в бизнес-авиации и ведомственной авиации.
Как SSJ 100 нашел место на африканском рынке
В июле 2017 года объединенная авиастроительная корпорация нашла новый рынок сбыта самолетов SSJ 100. Корпорация договорилась о поставке пяти самолетов в Замбию. До сих пор наиболее успешным зарубежным рынком для этого самолета была Мексика, где сейчас местный перевозчик эксплуатирует 22 российских самолета, а в дальнейшем может расширить парк до 40 судов.