Онлайн-кинотеатры показали выручку
Компании заметили рост платящей аудитории
Объем рынка онлайн-кинотеатров в 2017 году увеличился сразу на 60%, до 7,7 млрд руб., оценивает «ТМТ Консалтинг». Прошедший год стал первым, когда доходы от платной модели превысили рекламную выручку онлайн-кинотеатров. Это также привело к стагнации аудитории сервисов, но через два-три года эксперты ожидают рост количества пользователей.
Российский рынок онлайн-кинотеатров в 2017 году вырос на 60%, до 7,7 млрд руб., следует из отчета «ТМТ Консалтинг». С 2016 года численность аудитории онлайн-кинотеатров практически не изменилась, и по итогам 2017 года количество зрителей составило 40 млн. Однако растет объем платящей аудитории: она выросла на 30%, до 2,6 млн пользователей, говорится в отчете.
Стагнацию эксперты объясняют снижением десктопной аудитории и переходом ее на мобильные устройства и Smart TV. Кроме того, учет стал точнее: «Ранее сервисам было выгодно показывать большую аудиторию, поскольку основную выручку приносило размещение рекламы на ПК. Поэтому использовались порой недобросовестные приемы, программы-боты. Сейчас, когда более эффективной становится платная модель, потребность в "раздувании" аудитории отпадает»,— говорит аналитик «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова. Через год-два, когда сократится негативное влияние «чистки» аудитории на ПК, можно ждать роста общего числа зрителей, полагают в «ТМТ Консалтинг».
Драйверами роста для рынка в «ТМТ Консалтинг» называют растущую популярность платного контента для пользователей, борьбу с пиратством и расширение партнерских отношений между операторами платного ТВ и онлайн-кинотеатрами. Крупнейшими игроками остаются ivi и Okko, их доли от общего объема рынка составляют 32% и 17% соответственно. Доля Megogo оценивается в 13%, Amediateka — 12%, Tvigle — 7%, Tvzavr — 6%. Почти все крупные игроки выросли в 2017 году больше чем на 50% и нарастили доходы от пользовательских платежей на 70%, оценивает «ТМТ Консалтинг».
Прошедший год стал первым, когда доходы онлайн-видеосервисов от платной модели превысили рекламные. Так, на рекламе сервисы заработали 3,21 млрд руб., что на 31% больше, чем годом ранее. Но доходы от платной модели выросли сразу на 91%, до 4,47 млрд руб. По итогам года общее соотношение рекламной выручки и пользовательских платежей составило 42% и 58% соответственно. В структуре пользовательских платежей доля подписки выросла с 40% до 59%.
Опережающие темпы роста платной модели могут быть из-за низкой базы, предполагает руководитель отдела видеорекламы IMHO Любовь Ячкова. Тем не менее рост этой модели даже более позитивен для рынка, так как говорит об изменении старого паттерна «пиратского смотрения», отмечает она. По ее словам, рост выручки онлайн-кинотеатров позволяет им инвестировать в приобретение нового контента, развивать сервисы, тем самым привлекать новую аудиторию к легальному просмотру видео. Это также позволяет быстрыми темпами развиваться и рекламной модели, полагает госпожа Ячкова. Одним из драйверов базы платящих пользователей считается Smart TV, говорит директор по стратегической аналитике ivi Иван Гринин: «Аудитория Smart TV наиболее привлекательна с точки зрения длительности потребления контента и уровня располагаемых доходов».
Некоторые игроки завышают свои показатели от 5% до 90%, к тому же доходы даны с НДС, поэтому подсчеты аналитиков могут быть не совсем корректны, предупреждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но рынок ОТТ-видеосервисов действительно активно растет: с учетом видеохостингов Youtube и Rutube он увеличился на 40% — с 8,3 млрд руб. в 2016 году руб. до 11,6 млрд руб. в 2017 году, оценивает эксперт.