Бюджет платит дважды
Правительству не удается прекратить передачу госфункций на аутсорсинг
Как стало известно “Ъ”, правительство на полтора года просрочило исполнение поручений президента о противодействии коррупции в госзакупках. До 16 апреля Минфин по требованию первого вице-премьера Игоря Шувалова должен согласовать со Счетной палатой «исчерпывающие меры» по запрету передачи на аутсорсинг функций госорганов и субсидируемых услуг госучреждений, что приводит к многомиллиардным потерям бюджета. Не ужесточен и порядок размещения госконтрактов у единственных поставщиков — самого непрозрачного сегмента госзаказа объемом более 1 трлн руб. в год. Ответственный за исполнение поручений Минфин настаивает на том, что новые запреты не нужны — достаточно выполнять уже действующие.
Вчера замглавы Минфина Алексей Лавров провел совещание с представителями Минэкономики, ФАС, Казначейства и Счетной палаты об исполнении поручений президента, которые Белый дом должен был выполнить до 1 октября 2016 года, и связанного с этим указания первого вице-премьера Игоря Шувалова представить в правительство «исчерпывающие» результаты работы над ними к 16 апреля. Как следует из переписки ведомств (есть у “Ъ”), наиболее резкие разногласия вызвало требование Кремля обеспечить запрет госорганам передавать на аутсорсинг исполнение собственных функций и ограничить возможность для госучреждений закупать на стороне услуги, субсидируемые им из бюджета в рамках госзаданий.
Отметим, что регулятором закупок, отвечавшим за исполнение поручения к моменту истечения установленного президентом срока, было Минэкономики. По данным “Ъ”, ведомство предлагало обозначить в положении о каждом федеральном органе исполнительной власти перечень конкретных вопросов, которые могут быть переданы на аутсорсинг: ведение информационных ресурсов, сбор аналитической информации и социологических исследований, требующих большого количества персонала,— или реализацию нерегулярно исполняемых функций, для которой нет смысла содержать штат.
При этом Минэкономики предлагало жестко запретить самую распространенную схему — заказ проектов нормативно-правовых актов сторонним организациям под видом научно-исследовательских работ (НИР). Минэкономики считало, что это возможно лишь в исключительных случаях с разрешения правительства. «Сейчас госорганы маскируют передачу на аутсорсинг собственных функций, а государство несет двойные затраты — содержит госслужащих, которые должны разрабатывать документы, и финансирует НИР на их разработку»,— пояснил “Ъ” чиновник одного из федеральных ведомств. По его словам, проблема стоит «крайне остро», она касается и госкомпаний, которые также содержат департаменты, выступающие заказчиками аутсорсинга, из-за чего государство теряет дивиденды.
Но Минфин, выступавший в 2016 году соисполнителем поручения, а к концу года получивший полномочия регулятора закупок, тогда предложения Минэкономики заблокировал. В качестве ответственного за исполнение поручения президента Минфин, как следует из подготовленного им в феврале проекта доклада президенту, считает, что у госорганов и сейчас нет права передавать свои полномочия на аутсорсинг, поэтому необходимость такого запрета «отсутствует». Мониторить же исполнение ведомствами госуслуг должно Минэкономики, которому «при необходимости» Минфин и предлагает поручить разработку дополнительных запретов. Что касается закупок госучреждений, Минфин пока только «прорабатывает» вопрос о целесообразности внесения поправок в Бюджетный кодекс. В целом разногласия ведомств укладываются в борьбу двух принципов — или «запрещено все, что не разрешено», или «разрешено все, что не запрещено»,— и Минфин скорее разделяет вторую позицию: следует не писать избыточные запреты, а добиваться исполнения уже действующих.
Против такого подхода резко выступила Счетная палата, отказавшаяся согласовать предложенный Минфином проект доклада президенту,— по мнению аудиторов, противоречия в постановлениях правительства ослабляют действующие запреты. Аудиторы считают неисполненные поручения Владимира Путина «важными и актуальными» и еще в январе предлагали регулятору разделить функции госорганов на «основные» (непосредственно связанные с властными полномочиями) и «обеспечивающие» их деятельность — а также определить перечень возможных к передаче на аутсорсинг «при упразднении соответствующих подразделений госорганов». Этот же подход предлагалось распространить на региональный и местный уровни власти. Палата сообщала, что с 2015 года по середину 2017 года расходы на закупки услуг, отнесенных к полномочиям госорганов на всех уровнях административной системы, составили 8,5 млрд руб., из них более 8 млрд пришлось на федеральные органы власти. Сторонние организации широко привлекаются к разработке проектов нормативно-правовых актов и документов, которые госорганы только согласовывают и вносят в правительство, указала Счетная палата. Случаи привлечения ими научных организаций, ученых и специалистов не урегулированы, что приводит к двойному расходованию бюджетных средств — на содержание профильных подразделений и оплату госконтрактов.
Передачу же сторонним субподрядчикам контрактов государственных и муниципальных учреждений Счетная палата предлагала ограничить установленным процентом от суммы выделяемых им субсидий, уменьшая ее в случае нарушений. По прогнозу Счетной палаты, это не только должно сэкономить средства казны, но «приведет в перспективе к естественной ликвидации госучреждений, неспособных выполнять задачи, для которых они созданы». Напомним, такие же планы правительства ликвидировать ГУПы ранее столкнулись с резким противодействием ведомств и до сих пор не реализованы. Не исполнено спустя полтора года и поручение президента о введении особого порядка размещения госзакупок у единственных поставщиков. Минфин сообщал в проекте доклада, что поправки прошли первое чтение в Госдуме. Между тем, по данным Минфина, за первое полугодие 2017 года такие закупки были размещены на сумму 543,4 млрд руб.