Падение вертолета подпало под амнистию
Освобождены от ответственности руководители эксплуатировавшей упавший Ми-8 компании
В Санкт-Петербурге вынесен приговор по уголовному делу об авиакатастрофе вертолета Ми-8 в Мурманской области, в результате которой погибли 16 человек, в том числе вице-губернатор Мурманской области Сергей Скоморохов и гендиректор ОАО «Апатит» Алексей Григорьев. Гендиректор компании «Спарк авиа», которая эксплуатировала воздушное судно, Сергей Прокофьев и его заместитель Игорь Миледин были признаны виновными в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и приговорены к двум годам условного лишения свободы каждый. При этом оба были амнистированы.
Московский райсуд, почти полтора года рассматривавший уголовное дело руководителей компании «Спарк авиа», огласил приговор, в первых же строчках которого признал Сергея Прокофьева и Игоря Миледина виновными. Как следует из материалов дела, петербургская компания «Спарк авиа» заключила договор с «Апатитом» на оказание услуг: пилоты компании работали на Кольском полуострове. 31 мая 2014 года вертолет Ми-8, в котором находились в том числе вице-губернатор Мурманской области Сергей Скоморохов и гендиректор «Апатита» Алексей Григорьев, врезался в поверхность Мунозера. В этой авиакатастрофе погибли 16 человек, в том числе экипаж, выжили 2: местные рыбаки спасли заместителя директора петербургского НИИ лесного хозяйства Александра Степченко и главврача санатория «Тирвас» Валерия Купцова.
Командир воздушного судна Алексей Товпеко снизился на недопустимо малую высоту, при этом в сложных метеоусловиях скорость вертолета была выше 200 км/ч, показало следствие. Расследование, проведенное Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), установило, что причиной трагедии стали ошибки экипажа, но уголовное преследование пилотов было прекращено в связи с их смертью.
Однако следствие привлекло к уголовной ответственности гендиректора «Спарк авиа» Сергея Прокофьева и его заместителя Игоря Миледина, которым было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, по неосторожности повлекшее смерть двух и более лиц). Оба руководителя, находившихся на подписке, отрицали вину в инкриминируемом им деянии.
Одним из факторов, из-за которых должностные лица «Спарк авиа» стали фигурантами уголовного дела, стал отчет МАК. В нем специалисты обратили внимание на недостатки системы управления безопасностью полетов, которые не позволили выявить и устранить имеющиеся риски. При этом, отметим, до авиакатастрофы «Спарк авиа» считался на Северо-Западе практически образцовым предприятием.
В приговоре Московского райсуда указано, что подсудимые поставили «опытный и слетанный экипаж в режим чрезмерной нагрузки», со стороны Миледина и Прокофьева отсутствовал системный контроль за качеством проведения полетов, не соблюдался режим отдыха пилотов. Позицию самих обвиняемых, настаивавших на том, что все ведомственные законы, инструкции и правила ими соблюдались, суд оценил как «желание избежать ответственности за содеянное». В прениях надзорное ведомство просило назначить каждому обвиняемому наказание в виде двух лет колонии общего режима, защита же просила оправдать своих подзащитных за отсутствием в их действиях состава преступления.
Московский райсуд признал доказанной вину Сергея Прокофьева и Игоря Миледина в полном объеме, отметив, что преступление «представляет повышенную общественную опасность». Вместе с тем суд учел смягчающие обстоятельства: оба ранее не судимы, имеют многочисленные награды от различных организаций и положительные характеристики.
«Люди, не потерянные для общества» — так охарактеризовал руководителей «Спарк авиа» Московский райсуд и счел, что их исправление возможно без изоляции от общества.
В качестве наказания Сергею Прокофьеву и Игорю Миледину суд назначил по два года условного лишения свободы каждому, но освободил от наказания в связи с амнистией, объявленной Госдумой к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Однако в качестве дополнительного наказания Московский райсуд лишил обоих фигурантов на два года права занимать должности, связанные с организационно-распорядительной деятельностью, которое должно исполняться самостоятельно. Гражданские иски по этому делу потерпевшими не заявлялись.
Пока неизвестно, будут ли участники процесса обжаловать приговор. И Северо-Западная транспортная прокуратура, и осужденные со своими адвокатами намерены сначала изучить мотивировочную часть приговора.