Гавани ищут замену
В Ульяновской области для привлечения туристов планируют построить новый речной вокзал
Правительство Ульяновской области планирует построить новый речной вокзал, который, по мнению чиновников, станет более привлекательным для туроператоров и более удобным для захода в Ульяновск туристических теплоходов. К действующему же речпорту у власти есть претензии, связанные, в первую очередь, с повышением тарифов на швартовку, что ведет к отказу туроператоров включать Ульяновск в свой маршрут. Руководство речпорта объясняет это значительным ростом федеральных платежей, отмечая, что только дотации помогут исправить ситуацию.
Ульяновск может потерять значительное количество туристов из-за того, что ряд операторов (владельцев туристических речных теплоходов) заявили о возможном отказе от захода в местный порт ввиду повышенных тарифов. «Отказываются три из пяти крупных операторов, обеспечивающих 80% захода в Ульяновск туристических маршрутов»,- сказала «Ъ» руководитель Агентства по развитию туризма Ульяновской области Юлия Скоромолова.
Как выяснилось, ОАО «Ульяновский речной порт» к прежнему действующему тарифу на прием теплохода у причала (в среднем - 6 тыс. руб., всего за сезон 2017 г. за заход 117 судов было собрано 682 тыс. руб.) ввело дополнительный платеж в 20 тыс. рублей за факт захода теплохода в порт.
ОАО «Ульяновский речной порт» создано в 1993 г. в ходе приватизации. Контрольный пакет (50,7%) принадлежит Марату Якупову. В его же частичной или полной собственности ООО «Симбирская гавань» (пассажирские прогулочные перевозки), а также еще 12 компаний. По итогам 2016 г. его выручка составила 24 млн руб. при чистой прибыли в 189 тыс. руб.
Господин Якупов пояснил «Ъ», что вынужден был повысить тариф, поскольку с 2018 г. появился имущественный налог (590 тыс. руб.), в 10 раз повысилась плата за пользование водными объектами (до 894 тыс. руб.), на 20% повысилась плата за аренду причала и в пять раз - за аренду фекального причала (всего - 1,219 млн руб.). «В итоге если раньше постоянно не хватало около 7 миллионов рублей, которые мы компенсировали за счет грузовых перевозок, но теперь расходы увеличились еще на два с лишним миллиона. Их мы и хотели компенсировать за счет дополнительного сбора. Расчеты показывают, что он должен быть 40 тыс. рублей, но мы взяли по минимуму, аналогичную наценку используют многие речпорты», - отметил Марат Якупов. Впрочем, он признает, что у ряда соседних портов - в Самаре, Казани, Чебоксарах - нет такой наценки, «но им проще, потому что они дотируются государством и муниципалитетами». Кроме того, по его словам, у компании значительно снизились доходы из-за того, что после оползня на дороге, ведущей к речпорту, городские власти запретили следование большегрузных автомобилей, что напрямую ограничило объем грузовых перевозок порта, за счет которых он, в основном, и живет.
Юлия Скоромолова помимо названных отмечает наличие и других претензий ее ведомства к речпорту - среди них - неухоженность зоны, а также застой и цветение воды в жаркое время, что вызывает недовольство туркомпаний. Все это, по ее словам, стало одной из причин обсуждаемого сейчас решения о строительстве нового речного вокзала между старым и новым мостами, который будет более привлекательным для туроператоров, а также приблизит туристов к достопримечательностям города.
Директор регионального департамента транспорта Юрий Чибисов подтверждает, что такие планы сейчас прорабатываются, «потому что для Ульяновска очень важно повышать туристическую привлекательность». Он надеется, что новый речной вокзал (на 500 чел. с залом ожидания, кассовым залом, медпунктом и кафе) будет более конкурентоспособным как по тарифам для судов, так и по условиям своего размещения - быстрый доступ туристов в центр города, отсутствие проблемы «цветения воды», поскольку место находится в русле основного течения, а главное - малое время разворота и причаливания судов (10 мин. в отличие от полутора часов в действующем речпорту), «что серьезно повышает его привлекательность». Сейчас, по словам Юрия Чибисова, идут предпроектные работы. Стоимость строительства нового причала - от 500 млн руб. до 1 млрд руб., ориентировочные затраты на возведение самого речного вокзала - от 25 млн руб. до 50 млн руб. Строительство причала будет вестись на федеральные средства (это федеральные собственность), вокзала - по принципу частно-государственного партнерства. Застройщика предполагается отбирать по конкурсу.
Пока же департамент транспорта ведет переговоры с речпортом о возможности снижения тарифа и отмены тарифа на заход в порт. Однако господин Якупов, не намерен отменять его, если не будет дотирования со стороны государства. В то же время он поддерживает идею строительства нового причала, даже готов построить здание речного вокзала и стать его оператором. Станут ли там тарифы ниже, он не уверен, отмечая, что если он будет переведен в региональную собственность, то тогда регион сам вправе будет устанавливать арендную плату и проблем не будет.
Президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта России Александр Зайцев считает, что надежды на госдотации невелики, поскольку их могут давать только на пассажирские перевозки, которых в Ульяновске почти нет. «А вот проблемы со стоимостью аренды причалов мы могли бы помочь решить, но Ульяновский речпорт пока так и не вошел в нашу ассоциацию», - добавил господин Зайцев.