Невыездной лом
Утилизировать старые суда и строить новые на средства гранта придется в России
При получении из бюджета судового утилизационного гранта (СУГ) судоходные компании будут обязаны утилизировать старый флот и строить новые суда исключительно в России. Такие поправки предлагает Минпромторг. Ранее против обязательства строить новые суда в РФ выступало Минэкономики, ссылаясь на нарушения правил ВТО. Но аналитики и участники рынка сходятся в том, что мера выглядит логичной, так как иначе механизм не обеспечивает поддержку российского судостроения, а расходы бюджета на заказ судов за рубежом могут сильно вырасти.
Минпромторг предлагает скорректировать правила выделения судовых утилизационных грантов (поправки вывешены на regulation.gov.ru, обсуждение завершится 20 апреля). Новые правила должны вступить в силу в декабре, главным из них является требование утилизировать старые суда и строить взамен них новые исключительно в РФ.
СУГ — введенная в 2017 году единовременная выплата за утилизацию старого флота и заказ нового судна. Максимальная субсидия дается на пассажирское судно — до 15% от стоимости без НДС, для других судов — до 10%. Как отмечается в пояснительной записке, в 2016 году речной флот РФ составлял 23,5 тыс. судов средним возрастом более 33 лет. По экспертным оценкам, к 2020 году из эксплуатации будет выведено более 80% судов. В 2017 году на грант выделено 393,7 млн руб., заключено четыре соглашения с «Волготрансом», по одному — с «Водоходом», рыболовецким колхозом имени Ленина и «Петротанкером». Как пояснили “Ъ” в Минпромторге, предприятия, подавшие в 2017 году правильно оформленные заявки, получили субсидии на 376 млн руб. В 2018– 2020 годах на СУГ в бюджете предусмотрено около 1,2 млрд руб.
Обязательство строить и утилизировать суда на территории России планировалось изначально прописать в постановлении по СУГ, но против этого выступало Минэкономики, опасавшееся нарушения правил ВТО (см. “Ъ” от 28 декабря 2016 года). Сейчас на запрос “Ъ” в министерстве традиционно не ответили. В Минпромторге лишь повторили, что эту норму предлагается внести для стимулирования обновления флота при утилизации в РФ. Как отмечается в пояснительной записке, норма соответствует договору о ЕАЭС и другим международным соглашениям.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что требования по строительству судов в России логичны, хотя и выглядят неоднозначно с точки зрения ВТО. При распространении господдержки на строительство судов за рубежом бюджетных средств будет критически недостаточно, считает эксперт, а эффект поддержки отечественного судостроения будет в значительной степени нивелирован.
Также нововведения касаются и методик расчета субсидий. По новой формуле базовая ставка в 35 тыс. руб. умножается на валовую вместимость сданного на утилизацию судна и коэффициент, зависящий от типа утилизируемого, а не нового судна, как ранее (от 0,314 для несамоходных наливных судов до 2,533 для пассажирских). Как пояснили “Ъ” в Минпромторге, предложение поступило от Минтранса (там “Ъ” не ответили). Источник “Ъ” в отрасли считает правки «техническими», добавляя, что и изначально предполагалось рассчитывать грант по типу утилизируемого судна, «что более справедливо». Также собеседник напоминает, что СУГ должен был действовать в комплексе с субсидиями по льготным кредитам и лизингу (383-е постановление), но пока они вместе не работают. Уточнения логичны, считает Михаил Бурмистров, это минимизирует риски возможных злоупотреблений и сделает прогнозирование расходов на субсидии более качественным.
Доработана и формула расчета СУГ на рыбопромысловый и технический флот (коррекция была поручена Минпромторгу по итогам заседания у вице-премьера Юрия Трутнева 20 декабря 2017 года). По новой методике при расчете размера СУГ, если водоизмещение строящегося судна может значительно превышать водоизмещение старого, длина и ширина нового не должны быть больше или меньше на 30%, чем у сданного в утилизацию. Источник “Ъ” поясняет, что это необходимо, чтобы при списании большого судна вместо него не строилась «маленькая лодка».