Самый ударный президент
Дональд Трамп готовится к обстрелу Сирии
48 часов, которые президент США Дональд Трамп взял на размышление по поводу ответа на предполагаемую химическую атаку в сирийской Думе, истекают 11 апреля вечером по московскому времени. С большой долей вероятности, речь идет об обстреле ключевых объектов инфраструктуры сирийских правительственных войск крылатыми ракетами Tomahawk, носителями которых выступают уже находящийся в Средиземном море эсминец USS Donald Cook и идущий туда USS Porter. Параллельно туда же направится ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем Harry S. Truman. В Генштабе ВС РФ ранее предупреждали о готовности в случае эскалации конфликта и угрозы жизни российским военным не только сбивать ракеты, но и наносить удары по их носителям.
США обвиняют власти Сирии в организации 7 апреля химической атаки против жителей города Дума, контролируемого противниками президента Башара Асада. По сообщению аффилированной с оппозицией группировки «Белые каски», жертвами атаки стали от 40 до 60 человек, а пострадали более 1 тыс. человек. МИД России назвал это заявление «вбросом», а Минобороны РФ заявило, что «Белые каски» «известны своими фейковыми новостями». Врачи сирийского Красного Креста и Красного Полумесяца не подтвердили поступления в больницы Думы больных с признаками химического отравления.
Тем не менее вечером 9 апреля президент США Дональд Трамп заверил: «У нас много вариантов в военном плане, и мы сообщим вам очень скоро. Мы примем решение в отношении ужасной атаки, которая была совершена вблизи Дамаска». Он также отметил, что США располагают «самыми великими вооруженными силами в мире», и выразил разочарование, что не удалось установить исполнителя атаки. «Это либо Сирия, либо Россия, либо Иран, или все они вместе, мы это узнаем и получим ответ уже в ближайшее время»,— заверил президент США. При этом он выразил сожаление, что его предшественник Барак Обама не принял жестких мер в отношении Дамаска. «Если бы президент Обама перешел свою объявленную красную линию на песке, то сирийская катастрофа закончилась бы давно!» — заявил господин Трамп.
Широкий выбор целей
Как сообщило 9 апреля американское издание Stars & Stripes, в среду ударная группа ВМС США во главе с авианосцем Harry S. Truman выдвигается из пункта постоянной дислокации на базе Норфолк (штате Виргиния) в направлении Ближнего Востока. В составе ударной группы также ракетный крейсер Normandy, ракетные эсминцы Arleigh Burke, Bulkeley, Forrest Sherman и Farragut. Позднее к ним присоединятся эсминцы Jason Dunham и The Sullivans. В общей сложности на борту кораблей будет находиться около 6,5 тыс. военнослужащих. Некоторое время ударную группу будет сопровождать немецкий фрегат Hessen. Ударная группа будет действовать в зонах оперативной ответственности 5-го (западная часть Индийского океана и Персидский залив) и 6-го (Средиземное море) флотов ВМС США. Издание обращает внимание, что эти события происходят сразу после обещания Дональда Трампа вывести американских военных из Сирии.
В этой же связи газета The Wall Street Journal напомнила, что громкое заявление господина Трампа спровоцировало критику со стороны ряда республиканцев (в частности, сенаторов Линдси Грэма и Джона Маккейна). Они предположили, что заявление «послало неверный сигнал, что Башар Асад может использовать химическое оружие, не боясь военного ответа со стороны США». 9 апреля, впрочем, пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс назвала такие предположения возмутительными, пояснив, что вывод военных не помешает при необходимости использовать силу. «Президент хочет убедиться, что Асад воздержится от химатак в отношении невинных гражданских лиц»,— добавила она.
Турецкая газета «Йени шафак» предположила, что США определили 22 цели первостепенной важности на территории Сирии. Среди них — военные базы в районе Хомса, Дамаска, Тартуса, Хамы, Эль-Хасаки, Дейр-эз-Зора и Ракки. По мнению газеты, США могут атаковать районы Сирии, где существуют проблемы между курдскими отрядами и сирийскими правительственными силами, а также шиитскими ополченцами.
Эмиратская газета «Аль-Баян» пишет со ссылкой на экспертов, что удары могут быть нанесены по объектам, которые так или иначе связаны с сообщениями о химических атаках. Речь в том числе идет об авиабазе Ад-Дамир в районе Дамаска, с которого, как утверждали социальные сети, взлетали вертолеты Ми-8 для бомбардировки Думы. Этот же аэропорт упоминает и сайт телеканала «Аль-Джазира».
Также среди других возможных целей называется военные аэропорты и авиабазы в Хаме, аэропорт Ас-Сейн в 140 км к юго-западу от Пальмиры, а также аэродром Тияс в провинции Хомс, по которому в понедельник нанесли удар израильские ВВС. «Аль-Джазира» также особо выделяет военные объекты, включая склады оружия и боеприпасов на горе Касьюн, под которой находится Дамаск. Речь идет и о военно-научных исследовательских центрах в пригороде Дамаска, а также системах ПВО, расположенных в разных частях Сирии.
В авиаударе может быть задействован эсминец Donald Cook, который сейчас находится на востоке Средиземного моря. Об этом, в частности, сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на свои военные источники. А в ближайшие дни к этому кораблю может присоединиться эсминец Porter, который в прошлом году был задействован в нанесении ударов по сирийской авиабазе.
Телеканал CNN Turk уточнил, что Donald Cook, оснащенный крылатыми ракетами Tomahawk, а также системой противоракетной обороны Aegis, подошел к сирийскому городу Тартус, где расположена база материально-технического обеспечения ВМФ России, на расстояние в примерно 100 км. По данным телеканала, накануне эсминец вышел из кипрского порта Ларнака и направился к берегам Сирии. При этом отмечается, что его четыре раза облетали российские военные самолеты. Эсминец Donald Cook несет до 56 крылатых ракет Tomahawk.
Не в одиночку
Параллельно с военными приготовлениями Белый дом развернул и дипломатическую активность. Во вторник вечером в офисе премьер-министра Великобритании Терезы Мэй сообщили о ее телефонных разговорах с Дональдом Трампом и президентом Франции Эмманюэлем Макроном. «Они сошлись на том, что сообщения о химической атаке в Сирии в высшей степени достойны осуждения и если они подтвердятся, то являются очередным доказательством возмутительной жестокости режима Асада по отношению к собственному народу и полного пренебрежения своими юридическими обязательствами по неприменению подобного оружия»,— отмечается в сообщении (цитата по «РИА Новости»). Лидеры трех стран сошлись во мнении, что «международное сообщество должно ответить (на события в Думе.— “Ъ”), чтобы поддержать глобальный запрет на использование химоружия».
По данным британской The Guardian, французские самолеты могут взлететь для удара с территории Франции, а британцы использовать свою базу на Кипре. Газета отмечает, что британские ВВС в случае необходимости могут использовать в сирийской операции самолеты и беспилотники, участвовавшие в кампании против ИГ. Речь идет о бомбардировщиках Tornados, которые отличаются низким полетом и точностью бомбометания, многоцелевых истребителях Typhoons, вооруженных управляемыми авиабомбами Paveway lV, и беспилотниках Reaper, вооруженных ракетами типа «воздух-поверхность» Hellfire. Британское издание Daily Mail также предполагает использование восьми самолетов Tornado, расположенных на британской базе на Кипре, которые могут нанести удар высокоточными ракетами Storm Shadow. Между тем телеканал CNN, ссылающийся на неназванного американского чиновника, сообщил, что Белый дом, «скорее всего, координирует потенциальный ответ с Францией», а по поводу Британии есть некоторые сомнения. В частности, как предполагает телеканал, «британский премьер-министр Тереза Мэй может не получить одобрения (на присоединение к авиаударам.— “Ъ”) в парламенте». Ранее британские парламентарии, как напоминает CNN, голосовали против военных действий в отношении режима Башара Асада, хотя и поддерживали удары по сирийским позициям «Исламского государства» (запрещенная в РФ организация). «Часы тикают,— резюмирует издание Washington Examiner.— Ведется обратный отсчет до военного удара. Единственный вопрос, будут ли США действовать в одиночку, как действовали год назад, или в координации с союзниками — Британией и Францией». Поздно вечером господин Макрон сообщил журналистам, что объявит о возможных военных мерах к организаторам химической атаки в ближайшие дни, оговорившись, что «возможные военные меры по Сирии ни в коем случае не затронут союзников Дамаска».
Россия пока не реагирует
Официальные лица Минобороны РФ и Генштаба ВС РФ отказываются от любых комментариев, связанных с возможным военным столкновением России и США в Сирии.
Напомним, ранее глава Генштаба Валерий Герасимов прямо заявил, что «в случае возникновения угрозы российским военным в Сирии» огонь будет открыт не только по ракетам, но и по их носителям, роль которых исполняют эсминцы ВМС и самолеты ВВС США. Военно-дипломатический источник “Ъ” утверждает, что «пока ничего страшного не происходит». «Любое наращивание сил в районе Средиземного моря будет эскалировать напряженность»,— говорит он, уточняя, что российские военные будут отслеживать изменения и оценивать обстановку (самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 делают это уже несколько дней, контролируя передвижения эсминца Donald Cook). «Надо понимать, что наш ВМФ способен быстро ответить в случае необходимости, когда они (американская группировка.— “Ъ”) придут, их будут ждать»,— сказал собеседник “Ъ”.
При этом, как рассказал источник “Ъ” в органах военного управления, ждать будут не только надводные корабли, но и субмарины, причем не только дизель-электрические (проекта 636.6 «Варшавянка»), но и атомные, на вооружении которых стоит как торпедное оружие, так и ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» (способен наносить удары по морским и наземным целям). Конкретные типы носителей он раскрывать отказался, однако еще в 2016 году издание The Sunday Times утверждало, что в Средиземном море были обнаружены две АПЛ проекта 971 «Щука-Б» и одна дизель-электрическая лодка проекта 877 «Палтус». Добавим, что в распоряжении летного состава 555-й авиабазы (Хмеймим, Латакия) имеются противокорабельные ракеты Х-35.
Впрочем, бывший глава Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский заявил “Ъ”, что возможности флотов США и РФ вполне позволяют «не заходить на территорию противника: борьба флотов не подразумевает сближения кораблей». «Это движение с военно-морской базы Норфолк — скорее, такое показательное выступление, наследство из дипломатии прежних лет»,— заявил он “Ъ”. По его мнению, ситуация в Средиземном море не дойдет до реальных ударов ни с одной из сторон, все будет зависеть от руководства обеих стран. Полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что если до Средиземного моря дойдет только одна авианосная группировка, РФ легко ответит в случае необходимости морской ракетной авиацией и подлодками. «Правда, скорее всего, этого не будет. Например, около Северной Кореи кружили иногда и по три авианосных группировки, до ударов так и не доходило»,— подчеркнул он. Кроме того, эксперт уточнил, что за то время, пока группировка будет идти из Норфолка — а это не менее шести дней,— ситуация в регионе может поменяться «несколько раз».