Профицит платежного баланса прирастает дорогой нефтью
Мониторинг макроэкономики
Профицит счета текущих операций платежного баланса РФ в первом квартале 2018 года в годовом выражении увеличился на 29% — до $28,8 млрд, свидетельствуют опубликованные вчера оценки ЦБ РФ. Столь заметное улучшение показателя объясняется укреплением торгового баланса на $7,8 млрд (до $42,3 млрд) — на фоне роста цен на нефть и газ, а также увеличения спроса на неэнергетические экспортные товары. Средняя цена нефти Urals в январе—марте 2018 года в годовом выражении выросла на 25,3%, до $65,22 за баррель. Улучшение баланса торговли товарами происходило на фоне роста отрицательного сальдо торговли услугами из-за увеличения спроса на заграничные поездки и другие услуги при фактически неизменном дефиците балансов оплаты труда, инвестиционных и вторичных доходов (см. график).
Чистый вывоз капитала частным сектором в первом квартале 2018 года ЦБ оценил в $13,4 млрд ($16,4 млрд годом ранее). «В отличие от ситуации годом ранее, когда чистое кредитование частным сектором России внешнего мира осуществлялось преимущественно за счет операций банков, в прошедшем квартале текущего года его величина сложилась в результате увеличения зарубежных активов прочих секторов»,— пояснил ЦБ. Сейчас отток фактически отражает увеличение валютной выручки. При этом объем сомнительных трансграничных операций (бегство капитала) в первом квартале 2018 года оценивается как нулевой.
Вместе с этим прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в небанковский сектор в первом квартале 2018 года составили $4,3 млрд, что на 12,2% меньше, чем за аналогичный период 2017 года, а вывод портфельных инвестиций составил лишь $0,2 млрд против $5,1 млрд год назад. В то же время ПИИ российских предприятий за границу снизились на 14%, портфельные — на 41%. При этом в полтора раза за год вырос объем предоставления ими торговых кредитов и покупка прочих активов (рост до $5,6 млрд против сокращения на $11,4 млрд год назад). «К покупке прочих активов относятся крупные сделки, которые делаются по мутным схемам и сам ЦБ не может их объяснить»,— поясняет Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ.
Ожидать заметного влияния нынешнего ослабления курса рубля на краткосрочное состояние платежного баланса пока не приходится — в силу невысокой зависимости импорта от таких колебаний. Определяющим на курс и рынок российского долга будет воздействие новых санкций.