«Русал» раскатал колеса
Красноярские производители литых автомобильных дисков жалуются на демпинг китайских конкурентов
Красноярские заводы, производящие литые автомобильные диски, ЛМЗ СКАД (актив «Русала») и «КиК» пожаловались в Евразийскую экономическую комиссию на китайских конкурентов. По их данным, цены на продукцию из КНР, поставляемую на рынок стран Евразийского экономического союза, на 21% ниже, чем у других производителей. Ценовая политика китайских поставщиков привела к снижению рентабельности компаний, реализующих автомобильные диски в ЕАЭС. Уравняв позиции с конкурентами, красноярские заводы смогут на 10–15% увеличить объемы производства уже в этом году, учитывая положительную динамику продаж новых автомобилей.
Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии начал антидемпинговое расследование в отношении китайских поставщиков литых алюминиевых колесных дисков (копия уведомления есть в распоряжении „Ъ“). Расследование инициировал красноярский литейно-механический завод СКАД (контролируется «Русалом»), его поддержал завод «КиК» (в 2017 году «Русал» сообщил о планах приобрести предприятие). Как указывает СКАД, литые диски китайских производителей поставлялись на евразийский рынок с июля 2016-го по июнь 2017 года по сниженным ценам. Демпинговая маржа при этом составила 126% при минимально допустимой в 2% — превышение в 63 раза. За этот период объем потребления колесных дисков вырос на 17,7%, а объем демпингового импорта из КНР увеличился на 41,7% и составил 37,1% от общего объема импорта дисков на территории ЕАЭС. Демпинговый импорт дисков из КНР привел к снижению цен на аналогичный товар на рынке Союза, сообщает СКАД и отмечает, что цены китайских конкурентов были в среднем на 21% ниже, чем у других поставщиков. В результате такой ценовой политики «отрасль экономики ЕАЭС несла убытки от реализации дисков на рынке Союза и имела отрицательную рентабельность». «ЛМЗ СКАД заинтересован в защите интересов потребителей от недоброкачественной продукции и необоснованного демпинга со стороны китайских производителей, действия которых наносят ущерб отрасли»,— сообщили „Ъ“ в «Русале».
Расследование планируется завершить до 2 марта 2019 года, уточнили „Ъ“ в пресс-службе Евразийской экономической комиссии: «Сейчас происходит регистрация участников расследования и отбор китайских производителей, экспортеров, для которых в ходе расследования будет определена индивидуальная демпинговая маржа».
Если итоги расследования подтвердят выводы СКАД и КиК о наличии демпинга и ущерба для отрасли экономики Союза, то ЕЭК может принять решение о введении антидемпинговой пошлины в отношении товара китайских поставщиков. Ее размер будет определен в результате расследования. Впрочем, если поставщик обязуется пересмотреть цены на товар или вовсе перестать его поставлять на таможенную территорию ЕАЭС по ценам ниже нормальной стоимости, то расследование будет прекращено, говорит партнер компании «НАФКО-консультанты» Ирина Мостовая. «Инициируя такое расследование, производитель, скорее всего, пытается создать для конкурента невыгодные условия ввоза товаров в Россию. Как следствие, конкуренты или уйдут с рынка, или повысят цены до уровня российских производителей»,— говорит Ирина Мостовая.
По данным СКАД, на рынке ЕАЭС доля его и «КиК» составляла на июнь 2017 года не менее 86%. Россия является крупнейшим авторынком ЕАЭС, на нее приходится до 80% продаж литых колесных дисков в ЕАЭС, говорит партнер практики «Стратегия и операционная эффективность АО „НЭО центр“» Александр Ракша. Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев оценивает емкость рынка новых дисков для легковых и коммерческих автомобилей ЕАЭС приблизительно в 12–15 млн продаж в год, литых — 4,5–6 млн шт. В России ежегодно продается более 9,5 млн дисков, из них около 3,5 млн — литые, говорит эксперт. С началом кризиса российский автопром практически полностью отказался от импорта, в том числе и литых колесных дисков. Из-за девальвации рубля стоимость импортных комплектующих выросла на 40–60%, что сделало производство с низким уровнем локализации нерентабельным (исключением является премиальный сегмент). С отечественного рынка практически полностью были вытеснены крупнейшие мировые игроки (Enkei, Alutec, BBS, Dezent), ключевыми поставщиками российского автопрома стали СКАД и «KиK», напоминает Александр Ракша.
Ограничив китайских конкурентов, российские производители смогут поднять цены, считает Алексей Калачев, отмечая, что алюминий в прошлом году подорожал в среднем на 23%. Рост объемов производства российских производителей дисков будет зависеть от динамики развития авторынка, говорит эксперт: «Авторынок вернулся в траекторию роста, о чем говорит динамика продаж новых автомобилей. Это значит, что объемы производства дисков только за счет роста спроса могут увеличиться на 10–15% в этом году». По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в этом году российский авторынок может вырасти на 10% — до 1,75 млн машин. В 2017 году было продано 1,6 млн автомобилей (+12% к показателям 2016 года).