«Норд» остается под арестом
Будет ли сейнер возвращен в Россию с Украины
Перед владельцем российского судна «Норд», задержанного на Украине, встала новая проблема. Адвокатам наконец удалось добиться освобождения под залог капитана сейнера Владимира Горбенко, теперь он будет ожидать суда в больнице Херсона. Все остальные члены экипажа отделались штрафами. Но сам сейнер при этом остается под арестом. Будут ли возвращать «Норд» в Россию и возможно ли это в принципе? Об этом — в материале Анастасии Парфеновой.
25 марта рыболовецкое судно «Норд», принадлежащее керченскому «Колхозу имени Первого мая», было задержано украинскими пограничниками. Тогда же всю команду — на борту было 10 человек — во главе с капитаном Владимиром Горбенко задержали и удерживали на арестованном сейнере несколько дней.
Взаперти с 5 тоннами протухающей рыбы, без питьевой воды и практически в отсутствии какой-либо еды. Ситуация перестала быть критической только через две недели: капитана до основного суда отпустили под залог примерно в 85 тыс. руб., остальным членам экипажа выписали штрафы и разрешили переехать в гостиницу. Сам же сейнер «Норд» никто возвращать не торопится: он все еще арестован.
И пусть судно не новое — оно было произведено 30 лет назад — на рынке за него все еще можно получить до 10 млн руб. Владелец планирует добиваться его возвращения, рассказала «Коммерсантъ FM» представитель «Колхоза им. Первого мая» Анна Шевелева: «Следующая наша задача — освобождение нашего имущества, имущества частной российской компании, то есть нашего корабля, который сейчас находится в Бердянске в порту. Конечно, мы будем заниматься его возвращением».
На первый взгляд, судьба судна «Норд» напрямую связана с преступлением, вменяемом его капитану Владимиру Горбенко. По версии украинской прокуратуры, он нарушил порядок въезда на временно оккупированную территорию страны с целью причинения вреда интересам государства. Согласно действующему уголовному кодексу Украины, такая статья, помимо трех лет тюрьмы, предполагает и конфискацию транспортного средства, с помощью которого это преступление было совершено. Если капитан будет оправдан, то и судно вернется владельцу, сейчас ему остается только ждать, считает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин: «До приговора суда, по идее, судно должно стоять арестованным, потому что это орудие преступления, ведь они же с его помощью якобы нарушали границы Украины».
Но ситуация, судя по всему, лежит не только в плоскости украинского уголовного права. Как капитан Горбенко рассказал еще в первые дни задержания, украинские правоохранители не только признали недействительными российские паспорта членов команды, но и документы на судно. Формально его владелец, все тот же «Колхоз имени Первого мая», до присоединения Крыма в 2014 году был украинским предприятием, а после стал российским юрлицом. Однако Киев, пояснила собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» на Украине Янина Соколовская, этого перехода не признает. А значит, и собственность предприятия — в данном случае, судно «Норд» — считает своей. В таких случаях решение должна принимать уже специализированная международная инстанция, пояснил специалист по морскому праву адвокатского бюро «ФортисЮрис» Петр Фалилеев: «Все, что связано с задержанием судов именно в силу каких-то действий публичных властей, рассматривает морской арбитраж в Гамбурге. Главная идея морского права — невозможно вот так задерживать судно до бесконечности».
Не стоит забывать и о позиции российской стороны: управление ФСБ Крыма практически сразу возбудило ответное уголовное дело по факту угона судна водного транспорта. Кстати, гнилая рыба, по информации судовладельца, все еще на борту.
Во вторник на Украине арестовали еще одно российское судно, которое занималось добычей песка в районе Каркинитского залива Черного моря. Оно принадлежит компании Trans Services Maritime. Сейчас судно находится в Одессе.