Культура трибун
Как футбольная эстетика вновь стала модной
На последних Неделях моды мы видели, что дизайнеры создают уже не просто одежду в стиле athleisure, а целенаправленно выбирают атрибутику футбольных болельщиков и фанатов. В преддверии чемпионата мира по футболу «Коммерсантъ Стиль» разбирается, откуда взялось повальное увлечение этим видом спорта.
Родоначальники кэжуала
Известно, что сам футбол зародился в Англии, поэтому неудивительно, что и так называемая фанатская униформа родилась там же. В конце 1970-х фанаты двух клубов — «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль» — вывели новую формулу стиля, которая в корне отличалась от обычной одежды болельщиков. Учитывая, что они часто выезжали в разные страны вслед за любимыми командами, у них была возможность разнообразить свой гардероб вещами, которые впоследствии и легли в основу стиля футбольного фаната. Они хотели отойти от привычной экипировки, то есть не одеваться как их кумиры, оставив за собой право носить лишь вещи фирменных расцветок клубов. Так, в их арсенале появились куртки хэррингтон, поло, белые кроссовки и шарфы, закрывающие пол-лица.
Представителям этой субкультуры нужно было оставаться незаметными из-за повышенного внимания полиции к стычкам, происходящим, как правило, после матчей. Благодаря регулярным вылазкам за границу они открывали для себя мир иностранных брендов вроде Adidas, Sergio Tacchini, Fila и Lacoste. И до сих пор они наряду с британскими марками Fred Perry, Peter Storm, Lonsdale и, конечно, Burberry составляют основу фанатского гардероба.
Вдохновляясь футболом
Дизайнеры нередко ударяются в ностальгию по былым временам, и так же часто они обращаются за вдохновением к субкультурам. Настоящий бум на коллекции или вещи, посвященные футболу, начался еще в 1990-х и продолжается до сих пор. Жан-Поль Готье, к примеру, в 1993 году показал собственное видение футбольных бутс: шипы на них удлинены настолько, что практически превратились в каблуки. В мужских коллекциях 1998 и 1999 годов Миуччи Прады классические костюмы на подиуме сменялись спортивными куртками, будто бы срисованными с фанатских. Позже дизайнеры решили использовать футбольную эстетику уже не намеками. В коллекции сезона осень--зима 2016 Dolce & Gabbana выпустили женскую джерси с надписью Maradona, посвященную игре знаменитого футболиста за клуб «Наполи». Правда, сам Диего не оценил теплых чувств дизайнерского дуэта к своей личности и в 2017 году подал иск о запрете использования своего имени на одежде бренда.
В коллекциях весна--лето и осень--зима 2018 французский бренд Koche показал результат сотрудничества с французским клубом «Пари Сен-Жермен» — джерси с символикой, в то время как в коллекции pre-fall есть рубашки, платья и спортивные костюмы. Также Nike совместно с Вирджилом Абло, нынешним креативным директором мужской линии Louis Vuitton, создал новую версию бутс Mercurial (пара ярко-оранжевого цвета называется Vapor 360) — идеальную обувь для игры в футбол.
Важное место среди других дизайнеров в околофутбольной тематике занимал Гоша Рубчинский. Мало того, что у него были коллаборации с брендами, которые любят сами фанаты: Adidas Football, Fila, Kappa и Burberry, так и в коллекции для собственного бренда он включал элементы фанатского гардероба: от анораков до тренчей.
Главный модный штрих
Для тех, кто не готов одеваться по всем канонам субкультуры, дизайнеры создали свои вариации псевдофанатских шарфов. В коллекцию осень--зима 2018 Versace включили футбольные шарфы, а сама Донателла выложила фото-тизер коллекции в Instagram в джерси с надписью Versace FC.
Алекса Чанг также решила присоединиться к модному флешмобу и включила в линейку своего демократичного бренда аксессуар с надписью AC FC Alexa Chang. Так же, как и House of Holland, в двух цветах с названием бренда. Подобные шарфы встречались не только на подиуме: они постоянно мелькают в стрит-стайл хрониках.
Футболисты как поп-идолы
На самом деле, отношения между модными марками и футболом — явление не одностороннее. Некоторые из игроков снимаются в рекламных кампаниях брендов, другие же и вовсе эти самые бренды создают. У Пола Погбы, полузащитника «Манчестера», есть линейка в Adidas с логотипами клуба и их спонсоров, в которую вошли джерси, спортивные штаны и шорты. У его коллеги по клубу нападающего Златана Ибрахимовича — собственный бренд A-Z базового нижнего белья для мужчин и женщин, а также детской спортивной одежды. А у Криштиану Роналду — марка, которая специализируется на производстве обуви, рубашек, белья и детской одежды. То, что футболисты интересуются модой, ни для кого не секрет. В какой-то момент они стали настоящими звездами наряду с голливудскими актрисами и поп-исполнителями. Первым действительно успешным футболистом, который зарабатывал еще и вне поля, был Джордж Бест: он снимался в рекламе и нескольких фильмах, в его честь назвали аэропорт, и журнал GQ включил его в список 50 самых стильных людей за последние полвека. По протоптанной Бестом дорожке пошел и Дэвид Бекхем. За его плечами бесчисленные съемки для модных брендов. Порой кажется, что он снялся для всех существующих глянцевых журналов, а уж за сменой его причесок было следить не менее интересно, чем за его подвигами на поле.
Дизайнеры тоже фанаты
Нередко модные дома сотрудничают непосредственно и с футбольными клубами. В 2004 году Dolce & Gabbana стали шить спортивную форму для «Милана», в том числе аксессуары: бутсы, носки в красно-черной цветовой гамме. Спустя 12 лет право одевать футболистов и тренеров перешло к бренду Diesel, который также создавал кожаные ботинки, кашемировые свитера и блейзеры. Джорджо Армани в 2007 году стал работать с «Челси», для которого создал привычные для бренда официальные костюмы в темно-синем цвете. Его работа настолько понравилась руководству, что дизайнеру пришлось заняться и интерьером директорского люкса, который позже переименовали в Armani Lounge. Обычно выбор клуба совпадает с личными предпочтениями, как это было у поклонницы «Интера» Донателлы Версаче, создавшей для всего состава дизайнерские костюмы в главных клубных цветах — черном и синем.