Дальнему Востоку покатили скидки
Минпромторг уводит с рынка японские подержанные машины
Минпромторг увеличил скидки по льготным программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» для жителей Дальнего Востока. В ведомстве не скрывают, что хотят убедить потребителей выбирать не японские иномарки с пробегом, а новые российские машины. Пока это не удавалось: в 2017 году продажи новых машин в ДФО составили лишь 4,5%. В регионах ДФО скидки сочли попыткой компенсировать сужение предложения импорта: 1 июля закончится временный порядок ввоза машин без системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Власти Приморья уже высказывали опасения, что с июля постановка на учет ввезенных машин будет невозможна — необходимых для этого правил все еще нет.
С 11 апреля скидка по госпрограммам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (кредитование со скидкой для многодетных семей и тех, кто покупает машину впервые) для жителей Дальневосточного ФО увеличена с 10% до 25%, сообщил Минпромторг. Там объясняют это необходимостью повышения доступности новых российских автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС. По расчетам Минпромторга, мера позволит достичь «примерного паритета» по цене новых машин российского производства и популярных на Дальнем Востоке иномарок с пробегом. Скидка действует на машины ценой до 1,45 млн руб.
По данным «Автостата», в ДФО в 2017 году продано 283,8 тыс. подержанных машин против 13,4 тыс. новых. Лидеры «вторички» — Toyota и Honda, на рынке новых автомобилей — Toyota (RAV4 и Land Cruiser, но только RAV4 попадает под господдержку) и субсидируемый УАЗ «Патриот».
Глава благовещенского дилера SamurayAvto Артем Пуляев полагает, что льготы «не сильно повлияют на выбор амурчан»: «Государство у нас всегда стимулирует покупку отечественных автомобилей: то пошлины повысят на иномарки, то утильсбор введут, то ГЛОНАСС». Но, по его мнению, «люди как покупали японские автомобили, так и будут покупать, потому что это качество, а российский автопром — хлам». «Наша задача — преодолеть стереотипы покупателей, чтобы они пересели с подержанных иномарок на новый дешевый, доступный российский автомобиль»,— говорил вчера на конвенции автодилеров РОАД замглавы Минпромторга Александр Морозов. «Простыми запретительными мерами ситуацию решать неправильно, мы считаем, что должны создать интересное предложение»,— сообщил чиновник.
С 1 января система безопасности ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена на все вновь выпускаемые в обращение в РФ автомобили, а также на импорт. В Приморье большая часть машин ввозится из Японии, и, чтобы они удовлетворяли техрегламенту и правилам таможни, разработан «временный порядок» действий и установки ЭРА-ГЛОНАСС. С 1 июля временный порядок подойдет к концу, а постановка на учет импорта станет невозможной, но оборудование системой подержанных иномарок еще не прописано законодательно, сообщала администрация Приморья. В начале апреля врио губернатора края Андрей Тарасенко просил Белый дом продлить временный порядок до принятия соответствующего закона. Глава мультибрендового дилера «ТХ Сумотори» Сергей Веркеенко полагает, что дополнительные скидки связаны с истечением срока временного порядка: «Не исключено, что завоз машин с пробегом запретят или существенно ограничат, а в виде компенсации жителям могут предоставить дополнительные скидки на новые машины».
Глава «Авито Авто» Сергей Литвиненко считает новые скидки хорошей «имиджевой» историей: для покупателей это дополнительный повод рассмотреть возможность покупки машины местной сборки. Но рынок новых машин в ДФО довольно мал, и инициатива прямо сейчас его «не перевернет». Эксперт не исключает, что продажи субсидируемых автомобилей подрастут: «Несомненно, часть потребителей воспользуется скидками».
Каждый пятый автокредит оказался просрочен
В прошлом году автокредитование показало рекордный рост. По сравнению с 2016 годом число выданных автокредитов выросло на 43%. Однако одновременно в 2017 году значительно, более чем на 20%, выросло число кредитов, просроченных более чем на 90 дней. По мнению экспертов, ухудшение качества обслуживания кредитов — следствие реализации госпрограммы автокредитования, которая стимулировала спрос на кредиты со стороны малообеспеченных граждан.