Московским инвалидам предложили городскую экспертизу
Мосгордума планирует забрать у Минтруда бюро МСЭ
В Мосгордуме предлагают передать бюро медико-социальной экспертизы, которые ежегодно посещают сотни тысяч столичных инвалидов для переосвидетельствования, от Минтруда во введение городских властей. Так в парламенте надеются упростить процедуру получения и подтверждения статуса инвалидами, жалующимися на очереди и перебои в работе бюро. Некоторые эксперты считают, что передача бюро приведет к тому, что региональные власти смогут присваивать инвалидность тем, кому она не положена по результатам обследований.
С предложением организовать в Москве пилотный проект, передав городу от Минтруда бюро медико-социальных экспертиз (МСЭ), выступила на слушаниях в Мосгордуме глава думской комиссии по здравоохранению Людмила Стебенкова. Бюро МСЭ определяют, в частности, уровень инвалидности человека, назначая ему необходимые льготы и размер пенсий. Госпожа Стебенкова пояснила, что Москве будет проще выделить помещения службам МСЭ и организовать в них систему онлайн-записи. Депутат пояснила, что 63 из 95 бюро МСЭ в Москве не имеют лицензии, так как не обладают необходимыми по закону площадями. «Жалобы поступают регулярно. Мы в ответ пишем бумаги о невозможности решения вопроса, так как эта служба федеральная»,— пояснила госпожа Стебенкова. Письма с предложениями Мосгордумы направят главе Минтруда Максиму Топилину и мэру Москвы Сергею Собянину. В пресс-службе Минтруда сообщили “Ъ”, что рассмотрят предложения Мосгордумы, но комментировать их отказались.
Согласно правительственному постановлению, инвалиды первой группы обязаны посещать бюро МСЭ для переосвидетельствования раз в два года, остальные — ежегодно (за исключением полностью слепых, глухих и еще 21 категорий граждан, которым инвалидность дается бессрочно). По данным Росстата, в РФ насчитывается 12,2 млн инвалидов, из них 1,1 млн живут в Москве. По словам руководителя главного бюро МСЭ по Москве Сергея Запария, в столице работают 95 отделений МСЭ, треть из них не удовлетворяет санитарным нормам.
В Мосгордуме представители обществ инвалидов жаловались на очереди, невозможность записаться в бюро МСЭ заранее и на то, что бюро работают не ежедневно, по несколько часов в день. Глава столичного отделения Всероссийского общества слепых Александр Мошковский сообщил, что во многих бюро отсутствуют специалисты, из-за чего инвалидам приходится несколько раз ездить в разные подразделения: «Можно сделать стационар, где люди за несколько дней пройдут все обследования». Председатель московского отделения Всероссийского общества глухих Владимир Базоев жаловался, что при получении слуховых аппаратов в МСЭ принимают заключения из единственного сурдологического центра. Глава столичного отделения Всероссийского общества инвалидов Надежда Лобанова добавила, что получить инвалидность не могут многие больные сахарным диабетом: «Человек постоянно в больнице, а ему говорят: "Ногу отрежут, тогда и группу дадим"».
Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что инициатива Мосгордумы не упростит жизнь инвалидам. По мнению председателя Всероссийского общества инвалидов Михаила Терентьева, передача МСЭ Москве приведет к злоупотреблениям: льготы присудят лицам, которые инвалидами не являются, а настоящие нетрудоспособные граждане нужные бумаги не получат. Примечательно, что о фактах «необоснованного предоставления документов на инвалидность» в Мосгордуме заявила представитель столичной прокуратуры Анна Третьяк: по ее словам, из-за этого было закрыто одно из московских бюро МСЭ. Госпожа Третьяк добавила, что проверка органов экспертизы в 2016 году выявила «многочисленные нарушения», наиболее типичное — бюро не отсылали документы об инвалидности в пенсионные фонды. Господин Терентьев ратует за введение электронного документооборота между Минздравом и бюро: заключения врачей будут отправляться из поликлиник в МСЭ, что позволит инвалидам не стоять в очередях. С ним согласна директор московского Центра лечебной педагогики Анна Битова, которая добавляет, что сейчас при несогласии с решением МСЭ человек может опротестовать его на федеральном уровне. «В случае передачи полномочий Москве будет непонятно, к кому обращаться»,— полагает она.