Россия поможет Алжиру расследовать крушение Ил-76ТД
Вероятность технических неполадок невелика
Алжирские специалисты в ближайшее время приступят к расшифровке параметрического самописца военно-транспортного самолета Ил-76ТД, крушение которого унесло 257 жизней. Источники “Ъ” полагают, что причина катастрофы кроется не в техническом состоянии борта: нареканий к его исправности у ВВС Алжира не возникало, а двигатели, и так имевшие небольшой налет, в 2016 году были отремонтированы. Одна из возможных версий связана с попаданием в двигатель Ил-76ТД постороннего предмета.
Военно-транспортный самолет Ил-76ТД потерпел катастрофу 11 апреля около 8 утра по местному времени. Борт направлялся по маршруту Буфарик—Тиндуф—Бешар на юго-западе страны, но вскоре после взлета очевидцы заметили, что у самолета начал гореть правый двигатель. Капитан лайнера Дусан Исмаил, пилот с 30-летним стажем, попытался уйти на посадку, но сделать этого уже не смог: машина с 247 пассажирами и 10 членами экипажа на борту рухнула на сельскохозяйственные поля в провинции Блида (в 50 км к югу от столицы), после чего загорелась. Спастись никому не удалось.
После тушения пожара экстренные службы начали извлекать тела погибших для последующего опознания, а начальник генштаба ВС Алжира Ахмед Гайд Салах поручил создать комиссию по расследованию причин катастрофы. Президент Абдель-Азиз Бутефлика объявил трехдневный траур, свои соболезнования ему передали президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев, а также глава Чечни Рамзан Кадыров.
Ил-76ТД (бортовой номер 7T-WIV) был построен на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова в 1994 году и с тех пор эксплуатировался только в ВВС Алжира. По неофициальной информации, он проходил капитальный восстановительный ремонт (14 сентября 2003 года он был замечен на площадке 123-го авиазавода в Старой Руссе), а с декабря 2014 года до сентября 2015-го находился в подмосковном Жуковском.
Руководитель дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Рогозин сказал, что российская сторона уже предложила свою помощь алжирским специалистам. По словам источника “Ъ” в авиационной промышленности, по стечению обстоятельств в рабочей командировке в Алжире находились технические специалисты «Ильюшина» и «ОДК-Сатурн», которые, по всей видимости, и окажут посильное содействие местным специалистам. Один из собеседников “Ъ” утверждает, что с точки зрения технической исправности никаких претензий у ВВС Алжира к данному борту не было. Более того, в 2016 году российские специалисты провели регламентное обслуживание и текущий ремонт всех его двигателей Д-30КП2, общий налет которых, по некоторым данным, не превышал 22 часов в месяц.
По предположению собеседников “Ъ”, одной из возможных причин катастрофы Ил-76ТД могло стать попадание в двигатель какого-либо постороннего твердого предмета: например, забытого гаечного ключа.
Сроки работы комиссии в генштабе Алжира пока не называют: они будут зависеть от состояния параметрических самописцев, расшифровка которых начнется в ближайшее время.