«Дело» разгородит порты
Группа будет раздельно управлять новыми и старыми активами
ГК «Дело» Сергея Шишкарева завершила покупку 30,75% портового холдинга Global Ports у «Н-Транса» Никиты Мишина, Константина Николаева и Андрея Филатова примерно за $250 млн. По условиям сделки Global Ports и стивидорный актив «Дела» «Делопортс» будут управляться раздельно и продолжат конкуренцию на рынке, для чего активы пришлось изолировать друг от друга на уровне советов директоров. Продавцы потратят вырученные средства на собственные проекты.
В четверг ГК «Дело» Сергея Шишкарева и «Н-Транс» Никиты Мишина, Константина Николаева и Андрея Филатова закрыли сделку по покупке «Делом» 30,75% крупного российского стивидора Global Ports. О сделке компании объявили в конце 2017 года (см. “Ъ” от 21 декабря 2017 года), 16 февраля сделку одобрила ФАС.
Как пояснил “Ъ” Сергей Шишкарев, цена сделки «чуть меньше четверти миллиарда долларов». Точную сумму он не раскрыл, сообщив, что «сделка закрыта на рыночных условиях». Финансирование сделки осуществлено за счет собственных средств «Дела», выпуска биржевых облигаций «Делопортс» (стивидорный актив группы) и кредитной линии Совкомбанка.
В управлении Global Ports пять контейнерных терминалов в РФ и два — в Финляндии. Выручка по МСФО в первом полугодии 2017 года — $162,5 млн, EBITDA — $97,3 млн, чистый убыток — $11,9 млн (против прибыли $113,4 млн годом ранее). Чистый долг — $1,03 млрд. 30,75% акций у датской A.P. Moeller-Maersk через нидерландскую APM Terminals B.V., еще по 9% — у кипрских Ilibrinio Establishment Limited и Polozio Enterprises Limited. Долей в Global Ports «Н-Транс» владел через Transportation Investments Holding Ltd (TIHL).
Основной портовый актив «Дела» «Делопортс» включает контейнерный терминал НУТЭП, бункеровочную компанию ТОС, зерновой терминал КСК. Консолидированная выручка «Делопортс» в 2016 году — 7,8 млрд руб. Также «Делу» принадлежат судоремонтные, железнодорожные и зерновые активы.
Условия сделки не предусматривают оферты другим акционерам, отношения со стратегическими партнерами Global Ports не меняются: УК «Дело» присоединилась к акционерному соглашению с APM, заменив в нем TIHL. Партнеры сформируют новую стратегию развития Global Ports «в перспективе осени 2018 года», а первые шаги в этом направлении ожидаются к концу мая, пояснили в ГК «Дело». Стратегия может предусматривать диверсификацию по номенклатуре грузов, «например, Усть-Луга развивается как промышленный кластер с ярко выраженной экспортной ориентацией».
УК «Дело» будет управлять «Делопортс» и Global Ports раздельно. Между активами будет «китайская стена», препятствующая перетоку чувствительной информации, поясняет член правления УК «Дело» Антон Чертков. Этим объясняются перестановки в органах управления: члены совета директоров «Делопортс» не смогут входить в совет Global Ports и наоборот. Но в соглашении оговорено, что Сергей Шишкарев может быть членом обоих советов и участвовать в управлении компаниями.
Как сообщили “Ъ” в «Н-Транс», акционеры намерены направить средства на персональные проекты в различных отраслях. Андрей Филатов планирует инвестировать в СРП-проект газового месторождения «25 лет независимости» в Узбекистане, Никита Мишин продолжит поддержку российского образования в рамках фонда «Дар», пояснили в компании.
ФАС одобрила покупку с рядом условий, в частности потребовав от компаний Global Ports в течение 30 дней после закрытия сделки установить рублевые тарифы на экономически обоснованном уровне или ниже. Они не должны превышать цены 2013–2014 годов с корректировкой на инфляцию. Как пояснили “Ъ” в группе, Global Ports и «Дело» взаимодействуют с ФАС по этому вопросу с учетом мирового соглашения, подписанного службой и Global Ports в декабре 2017 года.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что при нестабильности на рынках из-за санкций сделка без дисконта на валютные риски еще более выгодна для продавца, чем в декабре. Он поясняет, что, видимо, период стабильности рубля закончился, а ФАС, настаивающая на переводе портовых тарифов в рубли, снизит тем самым маржинальность стивидоров и их устойчивость к валютным рискам при обслуживании долга.