«Русал» не спешит на «дуэль» с «Интерросом»
Санкции США помешали битве за «Норникель»
Как и предполагал “Ъ” 7 апреля, санкции Минфина США в отношении «Русала» и его основных акционеров, Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, сделали невозможной «дуэль» «Русала» с «Интерросом» Владимира Потанина за пакеты друг друга в ГМК «Норильский никель». Каждой из сторон, по февральским оценкам «Русала», потребовалось бы для этого до $14–15,4 млрд, но «значительные сделки» с фигурантами SDN-списка грозят штрафами и санкциями даже нерезидентам США, объясняли юристы.
«Русал» раскрыл в сообщении для Гонконгской биржи, что после включения компании 6 апреля в SDN-список Минфина США выдача мандата совету директоров на проведение компанией «дуэли» с «Интерросом» Владимира Потанина за акции «Норникеля» будет «не в лучших интересах компании и акционеров». Впрочем, «Русал» продолжил следить за ситуацией и может вернуться к этому вопросу, подчеркивает компания.
SDN-список запрещает гражданам и компаниям США любые трансакции с его фигурантами, а для всех неамериканских граждан и компаний — долларовые безналичные расчеты с ними по всему миру, а также «значительные» сделки. Олег Дерипаска и его основные активы («Базовый элемент», группа ГАЗ, подконтрольные бизнесмену En+ Group и «Русал») среди прочих попали под санкции, равно как его партнер по «Русалу» Виктор Вексельберг с группой «Ренова».
Кто попал в санкционный список США
О том, что санкции США осложнят «Русалу» и «Интерросу» борьбу за пакеты друг друга в «Норникеле» (27,8% и 32,9% акций соответственно) из-за необходимости привлечения существенных сумм для сделки, “Ъ” сообщал еще 7 апреля. В феврале «Русал» сообщал акционерам и инвесторам, что на выкуп всей доли «Интерроса» в ГМК может потребоваться $15,39 млрд, а продажа пакета «Русала» может принести от $10,62 млрд до $14 млрд. Комментируя “Ъ” санкции, юристы отмечали, что финансовые операции с фигурантами SDN-списка в другой валюте, кроме долларов, рискованны для контрагентов вне США из-за размытости понятия «значительности» сделок.
В вышедшем сегодня интервью Financial Times Владимир Потанин вообще заявил, что «судьба такой компании, как "Норникель", с учетом ее значимости для экономики страны не должна решаться игрой в рулетку». «Это довольно оскорбительно для работающих там людей. С точки зрения политики, экономики, финансов. Это неприемлемый выход из сложившейся ситуации»,— подчеркнул господин Потанин. Причем FT отметила, что интервью было взято еще до введения санкций против алюминиевой компании.
В «Русале», однако, в ответ на заявление главы «Интерроса» напомнили, что «"дуэль" — это согласованный механизм, утвержденный участниками ГМК как часть акционерного соглашения, которое подписано как компанией Whiteleave господина Потанина, так и непосредственно им самим». «Удивительно, что сейчас господин Потанин называет его "неприемлемым"»,— добавили в «Русале».
В декабре 2017 года истек пятилетний срок, в ходе которого акционеры обязаны были не увеличивать свои доли, после чего «Интеррос» попытался выкупить около 4% ГМК у Crispian Investments Романа Абрамовича, а «Русал» обратился в Высокий суд Лондона, чтобы заблокировать покупку, считая ее нарушением акционерного соглашения. Эти действия стали катализатором уже третьего конфликта акционеров «Норникеля», для разрешения которого в акционерном соглашении предусмотрен механизм «дуэли» или «русской рулетки» — многоходового механизма выкупа долей друг друга. Причем структура «Интерроса» уже выкупила у Crispian 2,1% ГМК, а «Русал» принял оферту по праву преимущественного выкупа с оговоркой: компания выкупит около 2% лишь в случае, если оферта законна. Следующее заседание Высокого суда Лондона должно состояться 14–17 мая. При этом источники Bloomberg говорили, что эта сделка теперь также невозможна из-за санкций.