ЗОЖ недолго осталось
Минздрав продвигает стратегию защиты россиян от вредных привычек
Минздрав доработал стратегию по формированию здорового образа жизни россиян и рассчитывает на ее скорое одобрение правительством — несмотря на критику документа со стороны представителей пищевой промышленности. В отправленном в адрес Минздрава, Минсельхоза и Минэкономики письме 11 отраслевых ассоциаций указывают, что такие меры, как размещение на упаковках знаков об отнесении продуктов к «нездоровой» пище, избыточны — проблему несоответствия части своей продукции принципам ЗОЖ производители обещают урегулировать самостоятельно.
Подготовленная Минздравом «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» может быть вскоре согласована с правительством. Об этом на конференции “Ъ” «Инвестиции в здоровье: перспективы развития программ превентивной медицины и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ)» сообщил главный внештатный специалист Минздрава по профилактической медицине Сергей Бойцов. «Возможно, мы успеем закончить согласование еще до смены правительства»,— пообещал он.
Стратегия Минздрава включает четыре направления. Первое — мотивация россиян к ЗОЖ, второе — диспансеризация взрослого населения, третье — диспансерное наблюдение заболевших, четвертое — вторичная профилактика. Отдельное направление — ограничение потребления алкоголя, табака и ряда «вредных» продуктов (полуфабрикатов, сладких газированных напитков, подробнее см. “Ъ” от 16 января) как за счет повышения их цены, так и через размещение на упаковках дополнительной информации об их составе и за счет специальной маркировки.
«Если человек привержен здоровому образу жизни, вероятность общей смерти у него снижается на 39%, смертности от сердечно-сосудистых причин — на 36%»,— сказал в ходе конференции господин Бойцов. Минздрав видит в ЗОЖ большой и относительно недорогой потенциал для снижения смертности россиян — его распространение было объявлено приоритетом на последней коллегии ведомства.
Представителей пищевой, табачной и алкогольной промышленности инициативы Минздрава, между тем, настораживают. Как стало известно “Ъ”, 11 отраслевых ассоциаций (Российский союз производителей соков, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод и другие) направили письмо в адрес Минздрава, Минсельхоза и Минэкономики, в котором указывают на многочисленные, по их мнению, недостатки сопутствующего стратегии документа. Речь идет о концепции кампании по размещению на пищевой продукции специальных отличительных знаков и информационных сообщений, связанных с правилами здорового питания. «Разделение продуктов на здоровые и нездоровые с учетом содержания в них жира, сахара и соли не учитывает практику их производства и потребления, создает условия для их дискриминации и в итоге не позволит потребителю получить реальную информацию для формирования здорового образа жизни», сказано в письме (есть у “Ъ”).
«Пищевая индустрия уже несколько лет добровольно использует предупредительные надписи на своей продукции, выпускает продукты с пониженным содержанием сахара, поэтому любые новации в регулировании рынка должны обсуждаться с его участниками»,— сказал на конференции глава Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков. Глава Российского союза производителей соков Наталья Иванова указывает, что пока потребители мало обращают внимание на уже существующую на упаковках информацию. «Опыт других стран показывает, что государству стоит не запрещать отдельные продукты, а стимулировать переход потребителей на аналогичные с меньшим содержанием вредных веществ»,— говорит директор по вопросам регулирования производства и оборота табачных изделий Phillip Morris International Алексей Орджоникидзе.