«Мы стоим на краю пропасти»
Генсек ОБСЕ Томас Гремингер о том, как предотвратить большой конфликт в Европе
В статье, написанной специально для “Ъ”, генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Томас Гремингер призывает государства свернуть с пути, следование по которому, как он убежден, «закончится плохо, причем для всех».
Мы живем в опасные времена. Грань между войной и миром стала размытой. Распад системы, основанной на правилах, усугубляется тем, что почти все — торговля, миграция, информация, киберпространство — используется в качестве оружия. Более того, противники часто действуют в тени: в непризнанных регионах, в киберпространстве, через преступные или террористические группы. Еще более тревожно то, что иногда эти силы имеют тесные связи с разведывательными службами или армией. Трудно понять, что правда, а что нет. А в действительности создание такой дымовой завесы как раз и является частью гибридной войны.
Результатом всего этого является высокая степень непредсказуемости и нестабильности, создающая порочный круг, в котором недоверие порождает односторонность, а попытки действовать в одностороннем порядке усиливают недоверие. Если мы продолжим идти по такому пути, все это закончится плохо, причем для всех. Мы стоим на краю пропасти, и нам необходимо сделать шаг назад.
Как это можно сделать? Во все более взаимосвязанном мире государства должны осознать, что реализовывать собственные (а также коллективные) интересы нужно совместными усилиями. Отношения должны выстраиваться на основополагающих принципах, на которых с 1975 года зиждется европейская безопасность, а именно на принципах, заложенных в Хельсинкском заключительном акте.
Достижение этой цели потребует изменения политического нарратива, проявления лидерских качеств, более конструктивного настроя всех сторон и большего понимания того, как каждый из нас воспринимает безопасность. На все это, конечно, потребуется время. Но некоторые вещи не могут ждать. Необходимы неотложные шаги, чтобы снизить напряженность, а также предотвратить ситуации, когда инциденты или ЧП смогут вывести ситуацию из-под контроля.
Агрессивная демонстрация сил, внезапные военные учения вблизи границ и воинственная риторика посылают опасные сигналы. В ядерный век даже невозможно себе представить, как много поставлено на карту. Государства, начиная со своих лидеров, должны вновь подтвердить свою приверженность к воздержанию от угрозы применения силы и от ее фактического использования.
Крайне важно больше прибегать к диалогу. Как это ни странно, но сегодня военные ведут диалог меньше, чем это было во времена Холодной войны. Также недостаточно взаимодействия между дипломатическими корпусами и военными кругами. Как же мы можем понимать друг друга, если мы друг друга не слышим? Как можно построить доверие, если нет контакта?
Структурированный диалог в рамках ОБСЕ — это хорошая отправная точка. Этот межгосударственный процесс стартовал на встрече Совета министров в Гамбурге в декабре 2016 года. Важная составляющая его успеха связана с активным участием высокопоставленных должностных лиц из министерств обороны и иностранных дел. Но просто говорить друг с другом недостаточно. Нам нужно вернуться к основам. Для того чтобы продемонстрировать готовность к сотрудничеству, нужно предпринять практические, поддающиеся верификации шаги.
Такие проблемы, как насильственный экстремизм, терроризм, незаконный оборот стрелкового оружия и легких вооружений, киберугрозы и большие потоки беженцев и мигрантов, являются общими вызовами для всех государств—участников ОБСЕ. Справиться с ними можно только совместными усилиями. Это еще одна причина, по которой России и Западу необходимо преодолеть свои разногласия.
В более широком смысле нам необходимо заменить опасную тенденцию скатывания по наклонной плоскости к применению принципа «око за око» на взаимные шаги в тех областях, где есть общие интересы. Такие шаги помогут постепенно восстановить конструктивное общение, предсказуемость и доверие.
Одним из таких «островков», где сходятся интересы, является угроза, исходящая от киберконфликтов между государствами. Все 57 государств—участников ОБСЕ согласились принять ряд мер по укреплению доверия, направленных на снижение риска таких конфликтов.
Другим потенциальным «островком» являются общие усилия по разрешению затяжных конфликтов в регионе ОБСЕ. В некоторых случаях существующие форматы посредничества могут сами по себе действовать как меры по укреплению доверия. Те же самые страны, которые ссорятся из-за ситуации на Украине, конструктивно работают сообща в процессе приднестровского урегулирования, чтобы улучшить жизнь людей, живущих по обе стороны реки Днестр.
Последние 20 лет продемонстрировали, что может произойти, когда сотрудничество останавливается. То, что наша безопасность действительно неделима, не требует доказательств. Поэтому вместо того, чтобы идти по тупиковой дороге конфронтации, все страны должны искать пути взаимовыгодного сотрудничества.
Будучи глобальной державой в глобализованном мире, Россия играет весомую роль в восстановлении международной системы, основанной на международном праве, и обеспечении ее надлежащего функционирования. Это также отвечает национальным интересам России. Поэтому быть частью европейской архитектуры безопасности должно отвечать ее собственным интересам. А эта архитектура может быть устойчивой только в том случае, если Россия является ее частью.
Существует насущная необходимость разрядить напряженность, усилить меры по соблюдению четкого и общего для всех свода международных норм, вести диалог для преодоления разногласий и принять совместные меры против общих угроз и вызовов. Для этого ОБСЕ может предоставить форум, нормы и инструменты, но использовать эти инструменты и сделать шаг на пути к миру должны сами страны.