Перспективный продукт

юбилей

В текущем году исполняется 15 лет с момента выхода на отечественный фармрынок препарата Кагоцел, национального противовирусного блокбастера, который четыре года подряд занимает первое место по объемам продаж в упаковках в группе противовирусных препаратов (по данным агентства DSM Group).

Чтобы обеспечить высокие стандарты GMP, завод "Ниармедик Фарма" оснащен по последнему слову техники. На снимке: система очистки воды

Фото: НИАРМЕДИК

Единомышленники из НИИ

Компанию «Ниармедик» основали ученые НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, одного из ведущих российских центров в области эпидемиологии, иммунологии и молекулярной микробиологии. В 1989 году, когда российская наука из-за происходивших в стране процессов оказалась на перепутье, они объединили свои силы, талант и знания, чтобы выжить и реализовать свой научный потенциал.

Стратегический курс на импортозамещение «Ниармедик» начала еще 29 лет назад. Первый приоритетный проект — организация участка по производству тест-систем, отвечающих европейским требованиям. Они оказались очень востребованы на рынке. В 1996 году компания наладила выпуск современных тест-систем четвертого поколения для определения гепатита С.

В тот же период стартовал еще один перспективный проект — создание инновационного противовирусного лекарства Кагоцел. Отметим, что его производство предусматривало не только выпуск готовой лекарственной формы (таблетки), но и синтез активного действующего вещества. После проведения всех обязательных доклинических, клинических исследований и прохождения процедуры регистрации в 2003 году компания приступила к выпуску оригинального препарата. В начале 2010-х годов началось строительство собственных мощностей, которые должны были соответствовать требованиям европейского стандарта GMP.

В сентябре 2010 года «Ниармедик» и администрация Калужской области подписали соглашение о строительстве фармацевтического завода в городе Обнинске, в рамках которого был выделен земельный участок с подведенными коммуникациями и энергоресурсами. Генподрядчиком выступила компания Forma Pharm Engineering Group, обладающая опытом проектирования и строительства более десятка современных фармацевтических заводов в Европе и России. Официальное открытие «Ниармедик Фарма» состоялось в 2015 году, а с 2016 года завод начал выпуск препарата Кагоцел.

Мощность предприятия на данный момент составляет до 100 млн упаковок лекарственных средств в год. Весь цикл: от синтеза исходных веществ до изготовления готовых препаратов — проходит в рамках одного производства. Завод состоит из готовых и строящихся участков: производство таблеток, капсул, преднаполненных шприцов, производство препаратов во флаконах и саше, синтез фармацевтических субстанций.

На заводе «Ниармедик Фарма» создана действительно надежная система контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления: от синтеза субстанции до упаковки таблеток. На заводе площадью 22 тыс. кв. м. все подчинено правилам поддержания абсолютной чистоты, требованиям автоматизации и логической последовательности всех операций.

Соответствие производства высоким стандартам обеспечивается благодаря тому, что завод оснащен по последнему слову техники. Оборудование разработали ведущие европейские компании в фармацевтической отрасли. Управление материальными ресурсами (заказ сырья, материалов), выпуск субстанций и готовых лекарственных средств, а также контроль качества продукции, сырья и материалов осуществляется при помощи автоматизированной системы SAP.

При упаковке таблеток автоматы контролируют качество заполнения блистера, расположение таблеток в блистере, вес каждой пачки, полноту загрузки пачек в транспортный короб. Если хоть один из параметров упаковки не будет соответствовать программе, машина забракует всю пачку.

И так работает все оборудование завода. В производственных корпусах создана многоуровневая система очистки воды от солей, механических частиц и микроорганизмов. Очищенная вода, чтобы исключить ее загрязнение микроорганизмами, хранится в специальном резервуаре, где постоянно поддерживается температура +80°C. Перед подачей на производство вода проходит еще одну проверку и охлаждается до необходимой температуры.

Строгую очистку проходит и воздух, циркулирующий в вентиляционной системе. Три каскада фильтров тонкой очистки позволяют удалить из него как микроорганизмы, так и пылевидные частицы. Система автоматического управления вентиляцией обеспечивает качество воздуха по заданным температуре, влажности, давлению и его перепадам на всех участках производства, лабораторий и складского комплекса. Информация об отклонениях в работе системы вентиляции сохраняется в базе данных несколько лет.

Большое внимание компания уделяет подготовке персонала. На обучении специалистов здесь не экономят. Ядро компании — молодые специалисты, подготовленные в высших и средних специальных учебных заведениях Обнинска и Калуги. На первых порах выпускники набирались опыта на соседнем предприятии «Хемофарм», на котором еще до открытия «Ниармедик Фарма» было организовано контрактное производство Кагоцела. Затем они повышали свою квалификацию на курсах и семинарах как в России, так и за рубежом.

В октябре 2017 года группа молодых специалистов прошла стажировку на заводах в Германии. В рамках этого визита, организованного Калужским фармкластером, было подписано соглашение о переподготовке российских фармацевтов, провизоров и биотехнологов в Госуниверситете Эберхарда и Карла в городе Тюбинген. Система подготовки специалистов в компании «Ниармедик» признана образцовой.

Ключевые цели GMP

На заводе «Ниармедик Фарма» всегда помнят о ключевых целях GMP (Good Manufacturing Practice — «надлежащая производственная практика»): эффективности препарата и его безопасности для пациента. Для подтверждения высокого качества производства популярного продукта (Кагоцел уже 15 лет успешно применяется для лечения и профилактики простуды и гриппа) здесь проводят дополнительную проверку эффективности препарата.

«По результатам пострегистрационного исследования, в котором приняли участие почти 19 тыс. пациентов с установленными диагнозами ОРВИ и гриппа в 262 лечебно-профилактических учреждениях России, Армении, Грузии и Молдавии, Кагоцел доказал свою эффективность и безопасность»,— отметил профессор Николай Малышев, проработавший почти 26 лет главным инфекционистом Москвы.

Недавно закончились независимые исследования, подтверждающие репродуктивную безопасность Кагоцела. К такому выводу пришли эксперты крупнейших научно-исследовательских площадок страны, которые с помощью новейших методик изучали данный вопрос.

Благоприятные выводы независимых специалистов позволили компании «Ниармедик» начать работы по выводу препарата на международные рынки. Сейчас Кагоцел зарегистрирован и продается в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Молдавии, Узбекистане, Киргизии и Монголии. Интерес к эффективному препарату проявили и на перспективном азиатском рынке.

В ближайшее время на заводе планируется выпуск ряда оригинальных импортозамещающих лекарственных средств и медицинских изделий. Особые надежды возлагаются на новый препарат для борьбы с туберкулезом, который разрабатывается совместно со швейцарскими специалистами и уже успешно прошел доклинические испытания и две фазы клинических испытаний.

Стандарты GMP (Good Manufacturing Practice), устанавливающие требования к организации производства и контроля качества лекарств, начали формироваться в 1941 году. В США около 300 человек пострадали после принятия сульфатиазоловых таблеток, в которые было добавлено успокоительное средство фенобарбитал. Инцидент заставил Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в корне пересмотреть требования к производству, а главное — к контролю качества лекарств. Новый закон «О здравоохранении», подготовленный регулятором американского фармрынка, решал большое количество проблем в сфере контроля лечения заболеваний и стал предшественником системы GMP. Появление стандарта GMP ускорила Вторая мировая война. В это время была введена обязательная групповая сертификация отдельных категорий препаратов. Компания-производитель должна была в обязательном порядке предоставлять в FDA пробы своих продуктов для анализа. Только после этой процедуры управление выдавало разрешение на продажу. Такая практика в 1941 году начала применяться к инсулину, в 1945 году стала обязательной для пенициллина. Чуть позже она распространилась на все антибиотики. В 1969 году Всемирная организация здравоохранения рекомендовала странам-участницам взять передовой американский опыт на вооружение. Новый импульс к развитию система получила в 1970-х годах, когда были утверждены правила GMP для медицинских препаратов и оборудования. Цель, которую преследовали создатели стандарта,— обеспечить безопасной и эффективной продукцией тех, кто в ней нуждается. Сейчас на территории РФ по стандартам GMP работают 248 отечественных и 638 зарубежных производителей лекарств.

В продвижении новых стандартов на глобальном рынке лекарств активно участвовали и советские специалисты. Много полезного сделал академик Александр Арзамасцев, работавший в 1960-е научным сотрудником фармацевтической секции ВОЗ в штаб-квартире организации в Женеве. Правда, постепенно интерес к нововведениям у руководителей нашей страны угас. Новшества приживались крайне тяжело: не хватало кадров, имеющих практический опыт, а большинство директоров заводов противились нововведениям из-за значительных расходов. СССР предпочитал закупать качественные лекарства в Венгрии и Югославии, которые в 1980-е годы с успехом освоили формат GMP.

Первым документом, регламентирующим в СССР требования к организации производства по GMP, стали «Правила организации и контроля качества лекарственных средств (РД 64–125–91)», утвержденные министром медицинской промышленности СССР 14 мая 1991 года. Однако кардинальные перемены в стране заставили отложить преобразования до лучших времен. Затем Минздрав РФ разработал несколько перспективных стандартов (ОСТ 42–510-98, ГОСТ Р 52249–2004 и др.).

Реально система госконтроля заработала только после того, как Минпромторг утвердил «Правила надлежащей производственной практики» (приказ №916 от 14.06.2013). С 2016 года этим правилам подчиняются все участники Евразийского экономического союза: выйти на объединенный фармрынок разрешили только обладателям сертификата GMP.

Сергей Артемов

Вся лента