Десять минут жизни

инновации

Минпромторг разработал программу размещения автоматических наружных дефибрилляторов (АНД) в местах публичного доступа. Предусмотрено также принятие закона о предоставлении права оказания первой помощи с применением этих приборов не только медикам, но и обычным людям. Цель — к 2020 году наладить выпуск более 30 тыс. АНД и установить их в аэропортах, на вокзалах, в поездах, торговых центрах и на спортивных объектах — там, где проходимость людей из группы риска (старше 55 лет) составляет не менее 300 человек в день. Смысл программы — дать шанс на спасение людям, у которых остановка сердца произошла вдали от медицинских учреждений.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Механизм внезапной смерти

Проект "дорожной карты" нововведения составлен Минпромторгом России на основе материалов, подготовленных Экспертным советом по развитию биотехнологий, фармацевтической и медицинской промышленности. Этот совет создан при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Документом предусмотрено размещение автоматических наружных дефибрилляторов в местах публичного доступа, а также принятие закона о предоставлении права оказания первой помощи с применением этих приборов не только медикам, но и обычным людям.

Убедительные аргументы в пользу скорейшего внедрения проекта в нашей стране привел заместитель директора по научной и амбулаторно-поликлинической работе ФГБУ ГНИЦПМ Минздрава России Руслан Линчак в ходе интернет-трансляции на сайте Национального интернет-общества специалистов по внутренним болезням. Данная видеопрезентация была подготовлена им совместно с коллегой из НИИ общей реаниматологии им. В. А. Неговского заведующим лабораторией клинической патофизиологии критических состояний Артемом Кузовлевым.

Ежегодно в России внезапно умирают 235 тыс. человек. Колоссальная цифра, даже в ДТП погибает на порядок меньше! А ведь каждый десятый из внезапно умерших — человек трудоспособного возраста (25-65 лет). И этот показатель в России в семь-восемь раз выше, чем в западных странах.

75-80% таких случаев происходят за пределами больниц. "Если говорить о механизмах внезапной смерти, то в 90% случаев у пациентов регистрируются те или иные желудочковые нарушения ритма,— говорит Руслан Линчак.— Это свидетельствует о том, что дефибрилляция и комплекс сердечно-легочной реанимации являются единственными способами спасения человека, находящегося в состоянии клинической смерти".

В этой ситуации главный враг пациента и медика, пытающегося его реанимировать,— это время. Каждая минута промедления снижает шансы спасти человека на 10%. У пострадавшего есть только 10 минут до момента, когда запускаются необратимые изменения мозга. А в условиях мегаполиса с его постоянными пробками приезд скорой помощи чаще всего оказывается несвоевременным. Медикам остается лишь констатировать смерть пациента.

Субсидия производителю

В программе общедоступной дефибрилляции говорится не о тех неподъемных приборах с металлическими электродами, которыми пользуются врачи в стационарах, а о компактных, не больше планшета, вес которых редко превышает 2,5 кг.

Отдельно подчеркивается, что АНД созданы специально для использования людьми, не имеющими медицинского образования и не способными отличить обморок, гипогликемию, эпилептический припадок, коллапс в результате язвенного кровотечения и т. д. от внезапной сердечной смерти. Это небольшая коробочка с двумя кнопками и одноразовыми самоклеящимися электродами. И на приборе, и на электродах нарисовано, куда их нужно прикрепить. При включении дефибриллятора он подсказывает спасателю последовательность реанимационных действий с помощью четких простых голосовых инструкций. Прибор самостоятельно сканирует сердечный ритм пострадавшего, определяет, что именно с ним произошло и нужен ли ему электрический разряд, полностью исключая вероятность ошибки. После совершения разряда он отдает команду спасателю, как правильно проводить следующие этапы реанимации, отсчитывая ритм проведения компрессий грудной клетки, длительность искусственного дыхания.

За все время эксплуатации подобных дефибрилляторов — а это четверть века — не зафиксировано ни одного случая, когда прибор нанес вред пострадавшему при правильном использовании. Если только не бить пациента этим прибором по голове, ничего более худого, чем то, что уже случилось, с пострадавшим не произойдет.

В представленной Минпромторгом "дорожной карте" говорится о том, что дефибрилляторы наподобие огнетушителей должны быть размещены в местах большого скопления людей через каждые 200-300 м в специальных боксах. При открытии такого бокса автоматически сигнал тревоги поступает на пульт службы спасения, и диспетчер направляет к месту происшествия бригаду скорой помощи. Количество приборов рассчитывается исходя из площади торгового центра или спортивного комплекса.

Помимо спасения людей программа доступной дефибрилляции ставит целью поддержать отечественных производителей АНД. Предполагается выделение субсидий производителям для закупки на первоначальном этапе 25 тыс. приборов.

Не при исполнении

Однако размещение повсюду этих приборов будет почти бесполезной затеей без изменения отечественного законодательства. И этот момент также предусмотрен разработанной "дорожной картой".

В настоящее время применение АНД людьми без медицинского образования невозможно без последующей административной или даже уголовной ответственности. Согласно федеральному закону N323 от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", применять наружные дефибрилляторы могут только люди с медицинским образованием, причем находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Другими словами, даже врач-кардиолог или врач-реаниматолог, будучи в отпуске, не полномочен спасать человека с помощью этого прибора!

Минпромторг предлагает ввести понятия расширенной первой помощи и первой помощи в особых случаях.

Кстати, проведенное недавно в 36 странах Европы, где проживают 750 млн человек, исследование показало, что в 13 из них право использования АНД предоставлено абсолютно любому человеку. В 11 — только специально обученным. Еще в 11 — только медицинским сотрудникам, и в 3 из них — исключительно врачам. В семи из этих стран существуют законодательные акты, регламентирующие использование АНД.

Так что инициатива Минпромторга вполне согласуется с мировым трендом.

В западных странах программы общедоступной дефибрилляции начали внедрять еще 25 лет назад. Полученная за это время статистика подтверждает эффективность такого метода спасения людей. Так, проведенное в Швеции исследование показало: в 1992 году, до внедрения программы, выживаемость пациентов, у которых произошла остановка сердца в общественных местах, составляла 12,7%. Через 20 лет с начала работы программы — уже 32%. То есть каждый третий внезапно умерший был спасен.

Специализированные медицинские сообщества разных стран выступают за широкое внедрение программ общедоступной дефибрилляции. Так, Европейское общество кардиологов в 2015 году в своих рекомендациях по профилактике внезапной смерти говорит о том, что АНД должны быть установлены в местах большого скопления людей, а также там, где нет иной возможности для дефибрилляции: в поездах, на круизных судах и в самолетах.

По рекомендации Европейского совета по реанимации и Американской ассоциации сердца концепция общедоступной дефибрилляции реализуется в целом ряде государств. Это не только США и страны Евросоюза, но и Канада, Япония, Новая Зеландия, Сингапур. Программа включает в себя два аспекта: установка АНД в местах с повышенной проходимостью и большим скоплением людей и обучение граждан навыкам базовой реанимации. В ряде государств шагнули дальше и начали устанавливать приборы в местах проживания.

А цена вопроса не так-то велика. Один подобный прибор от отечественного производителя обойдется в 100-200 тыс. руб. Что, аэропорт Шереметьево с его многомиллиардными доходами не потянет установку двух десятков дефибрилляторов? Тем более что на первоначальном этапе, как уже говорилось, Минпромторг предлагает субсидировать часть затрат.

Единственным слабым звеном в этой истории является то, что дефибрилляторы, как и огнетушители, нуждаются в контроле и проверках их сроков использования. Как утверждается на сайте одной из отечественных фирм--производителей АНД (создавшего, кстати, этот прибор в рамках государственно-частного партнерства), батарея держит заряд до полугода. Но будет ли должным образом контролироваться ее подзарядка? И в этом месте хочется привести пример Парижа. Там внезапная проверка показала, что 20% приборов оказались разряженными.

Автоматические дефибрилляторы уже можно встретить в аэропортах некоторых российских городов. А, к примеру, в Брянской области второй год действует программа обучения методам сердечно-легочной реанимации, ориентированная на членов семей пациентов из группы риска, прежде всего тех, кто перенес инфаркт миокарда.

И то, что сегодня многим кажется блажью и нерациональным использованием средств, уже завтра может стать привычной частью нашей жизни. Как огнетушители в каждой машине, рамки металлодетектора при входе в аэропорт или глюкометр в доме каждого диабетика.

Богдана Лагутина

Вся лента