Ставропольская суперсила
свой бизнес
Как Андрей Якушев строит крупнейшую в России сеть магазинов с комиксами, фигурками Дарта Вейдера и Белых Ходоков.
В декабре 2016 года предприниматель из Ставрополя Андрей Якушев сделал на правой руке татуировку — стилизованный портрет Олега Тинькова с характерным брутальным жестом. Через год "Тинькофф Журнал" опубликовал статью о его бизнесе — к этому времени у Андрея было три магазина комиксов в Ставрополе и Краснодаре. С этого момента его засыпали предложениями о франшизе: он подсчитал, что только за первые полгода поступило больше 100 звонков.
"Я же не затем татуировку делал, честно! — веселится Андрей.— И даже не потому, что я клиент банка. На самом деле я на тот момент вообще к франшизе был не готов, и мне пришлось всем отказывать! Татуировку я сделал из уважения, потому что Олег Юрьевич для меня образец серийного предпринимателя. Из его книг, канала на YouTube "Бизнес-секреты" я очень много почерпнул. Главными для меня стали две его мысли. Во-первых, что в России практически нет конкуренции ни в одной из ниш (если не брать бизнес, сопряженный с госзакупками. А во-вторых, что, если не начать реализовывать свои идеи сегодня, будь уверен, что завтра это сделает кто-то другой".
Готов, не готов — а пришлось с франшизой поторопиться. В статье было написано, что Якушев собирается начать строить франчайзинговую сеть с конца 2018 года, но под давлением спроса, на данный момент в процессе открытия уже находятся один магазин во Владивостоке и сразу три — в Москве. Работать в свете этого неожиданного ускорения пришлось чуть ли не круглосуточно: три магазина, которые тогда были у Андрея, вместе никакого стандарта качества не давали, поскольку были абсолютно в разных форматах. Один (в Ставрополе) — в полумертвом торговом центре, второй (в Краснодаре) — в крупнейшем на юге России и очень бойком торговом центре, и третий (тоже в Краснодаре) — отдельный магазин на главной улице города с бешеной проходимостью ("В магазине с торговой площадью 150 кв. м мы имеем 3-3,5 тыс. человек в день!" — до сих пор не верит своему счастью Андрей). Пришлось потрудиться, выработать стандарты — и теперь франшиза продается не в одном, а в трех форматах, что обеспечивает франчайзи дополнительное удобство: бизнес-модель они получают в зависимости от локации, на которую могут рассчитывать в своем городе.
Бухгалтером у Андрея работает степенная женщина в годах традиционной закалки, испытывающая подлинное уважение к бумагам и порядку в цифрах. Молодому, энергичному предпринимателю это большое подспорье. Когда Андрей открыл счет в Тинькофф Банке, она очень быстро сообразила, что теперь можно не ездить физически не только в банк, но и в налоговую. Как оказалось, разобраться в мобильном приложении совсем не сложно, и она теперь активно им пользуется, не отвлекая директора на подписание всякого рода писем, уведомлений, отчетов и деклараций.
Образ одного из самых известных серийных предпринимателей, Олега Тинькова, Андрея впечатляет неслучайно — он сам из того же теста. Никогда не работать по найму Андрей поклялся себе еще на третьем курсе сельхозакадемии (до того все-таки работал — барменом, и неплохо, надо сказать, зарабатывал). Обещание он сдержал, но до определенного момента дела шли не слишком успешно. Салон красоты, компьютерный клуб, организация спортивных фестивалей — все это было за плечами у 26-летнего Андрея, когда он отправился в трехмесячное путешествие по Штатам. И в этом путешествии открыл для себя мир магазинов комиксов.. Здесь были магазины, целиком посвященные "Игре престолов", где одних только Белых Ходоков в картинках, фигурках, плакатах и подставках под стаканы были десятки видов. Были диснеевские магазины, магазины с уклоном в винтаж, в рокерскую тематику или винил.
Из Штатов Андрей прямиком направился в Китай, имея при себе все, что было нажито непосильным предпринимательским трудом, а именно 300 тыс. руб. На них было куплено примерно 300 кг товара. Тогда это казалось огромной партией (для сравнения: сейчас поставок меньше 5 тонн у Андрея не бывает), но когда, вернувшись домой в Ставрополь, он его распаковал, разложил и стал на компьютере, как умел, строить товарные матрицы, понял, что ассортимент очень скудный — торговать им невозможно ни в интернете, ни в офлайне. Поискал, что предлагают российские производители в этой сфере. Оказалось — ничего. "Вроде бы примитивный продукт, простейшая сувенирка — любая типография может такое сделать,— возмущается Андрей.— Но типографии делают только то, что им заказывают. А те, кто этим торгует, заказывать почему-то не догадываются".
Андрей занялся работой с типографиями. Напечатал небольшой ассортимент, понял, что ассортимент довольно востребован, и, воодушевленный, отправился в Москву на выставку "Игромир", совмещенную с фестивалем Comic Con. Там он познакомился с компанией Lootcase — одним из крупнейших игроков на этом рынке (компания специализируется на отправке "коробок для гиков" — наборов сувениров определенной направленности). "Получилось так, что я приехал на выставку, не имея с собой вообще никаких образцов продукции — лопухнулся просто! Но я пришел на выставку, увидел, что самая движуха происходит у стенда этой компании, и просто втерся туда, стал помогать коробки таскать и целый день так провел. В итоге, пока таскали, познакомились — и уже в том же месяце я получил от них крупный заказ на производство фанерных значков с тематикой "Майнкрафт", "Доктор Кто", "Футурама" и пр.".
Довольно быстро Андрей стал крупным оптовиком в теме комиксов. Наработал ассортимент, познакомился с поставщиками и решил, что нужно открывать собственный магазин.
Первый свой магазин Wasco shop Андрей открыл, естественно, на родине, в Ставрополе: "Некоторое время мы работали в формате острова (8 кв. м) в одном торговом центре, но зато рядом с кинотеатром, а потом переехали в другой ТЦ, похуже, но с площадью в пять раз больше и ценой в два раза ниже. И вот я прихожу за полчаса до открытия, готовлюсь. И вижу, что внизу околачиваются штук 30 школьников. Думал: ну ладно, школьники и школьники. Но когда мы открылись — оказалось, это все к нам!"
Условно свои магазины Андрей называет магазинами комиксов, но комиксы составляют совсем небольшую часть продаж — культура соответствующая отсутствует. Зато приверженцев вселенных фэнтези становится все больше и возраст их выходит далеко за пределы студенческого: "Есть огромное количество 35-летних, 40-летних дядек, которые коллекционируют все, что связано с мирами "Стражей галактики", "Звездных войн", вселенными Marvel... А если они коллекционируют — это значит, что утром им нужно надеть тапки с Кенни из Южного парка, чай пить из кружки с Терминатором, под чашку картонку с Тором подкладывать, а в шкафу иметь коллекцию светящихся мечей. И это все очень хорошо, что такие люди у нас появляются. Не только для моего бизнеса, но и вообще. Они классные. Умные, добрые и классные".