Ему бы в небо
свой бизнес
Как продавец свежевыжатых соков на земле и земельных участков на Луне в конце концов построил аэролифт.
Напротив крейсера "Аврора" на Пироговской набережной в Санкт-Петербурге с середины зимы стоит на приколе гигантский, высотой с шестиэтажный дом аэростат. В отличие от обычных подогреваемых воздухом воздушных шаров, полетать над городом на нем нельзя, а можно только подняться в привязанной к шару открытой гондоле на 150 м в небо, посмотреть на город сверху и спуститься. Шар наполнен гелием и называется аэролифт. Чтобы подняться на этом лифте, нужно купить билет в лобби соседней с ним гостиницы (1000 руб.— взрослый, 500 руб.— детский) и дождаться хорошей погоды. В снег, дождь шар не полетит, зато в хорошую погоду с него видно почти весь город: от Петропавловской крепости до Исаакиевского собора.
Организовал новое городское развлечение предприниматель Вячеслав Александров с партнерами, и, по его словам, это единственный в Европе круглогодичный, а временами почти круглосуточный аэролифт. "По правилам воздушной безопасности мы можем подниматься в небо до наступления навигационных сумерек,— рассказывает Вячеслав.— А во время белых ночей в Санкт-Петербурге они фактически не наступают. Конечно, мы будем делать для пилотов пересменку — где-то с четырех до семи утра, но до того, полагаю, у нас будут самые горячие часы — посмотреть на ночной Петербург, на разведенные мосты многие захотят".
Идею аэролифта Вячеслав подсмотрел пять лет назад, когда поехал повидаться с друзьями и погулять в Таллин. Такой аттракцион в Таллине находился рядом с портом и пользовался большой популярностью. И, покопавшись немного в интернете, Вячеслав выяснил, что в мире таких штук немного, но при этом большинство из них — в Лондоне, Амстердаме, Риге, Таллине — весьма успешны. Причина успеха — стойкое желание публики полетать над городом на воздушном шаре. Но на обычном свободно летающем по воздуху шаре над городом особо не полетаешь: Воздушный кодекс не велит. Летать на вертолете дорого и не всегда комфортно. В Санкт-Петербурге, например, стоимость вертолетных экскурсий на стареньком Ми-8 начинается от 5 тыс. руб. с человека. А осматривать город просто с высокой площадки (например, на Исаакиевском соборе) — это совсем не то же самое, что летать.
Идея Вячеславу понравилась, но реализация оказалась не такой уж и простой. Дело в том, что гелиевый воздушный шар хоть и намерен был всего лишь неспешно подниматься и опускаться строго по вертикали, должен быть оформлен как воздушное судно и, соответственно, пройти все круги согласований в Росавиации. Таким образом, купив на московском предприятии "Росаэросистемы" сам шар (инновационная ткань, способная удерживать даже такой газ, как гелий), компания Александрова "Дельта" занялась согласованиями. "Все это оказалось непросто: в течение двух лет мы получали сертификат летной годности, получали разрешения, занимались аттестацией пилотов. Пока в штате один пилот, но к лету будет еще трое: целая маленькая авиакомпания!" — смеется Вячеслав.
Небо Вячеслава манило, можно сказать, всю жизнь. Поначалу это влечение принимало совсем фантастические формы и амбиции простирались существенно выше 150 м над землей: в конце 1990-х он возглавил... посольство Луны. "Это был тяжелый 98-й год,— вспоминает Вячеслав не очень охотно.— Я прочитал в одном журнале про американского предпринимателя Денниса Хоупа, который начал продавать участки на Луне, потому что понял, что законодательно этому ничто не препятствует. Ну мы и стали его представительством в России..." Как бы дико ни звучало, но продажи пошли, причем не только на Луне, но и на Марсе — благо купить инопланетной землицы можно было недорого: буквально по 60 руб. сотку (на Луне — чуть дороже). Посольство действует и на сегодняшний день, всего удалось продать 5 тыс. участков, но прибыли это предприятие, понятно, не принесло. "Конечно, это не бизнес, а так — романтика..." — машет рукой Вячеслав.
Два года спустя после открытия "посольства" Александров связал свою биографию с небом еще одним романтическим предприятием — организовал первый в Санкт-Петербурге авиасалон: "Мне стало обидно, что в Москве авиасалон есть, в Жуковском, а в Санкт-Петербурге — нет. А ведь это у нас, в Санкт-Петербурге, первый самолет полетел: контр-адмирал Александр Можайский погиб в конце XIX века, когда его испытывал..." Авиасалон прошел летом 2001 года на аэродроме Ржевка, и, к радости организаторов, над Санкт-Петербургом действительно полетали знаменитые "Стрижи" и "Русь". С точки зрения бизнеса, впрочем, это было провалом: окупить вложения не удалось.
В промежутке между всеми этими "небесными" проектами были у Александрова, конечно, и "земные" — и вполне успешные. Так, он установил более 150 автоматов-вендингов для приготовления свежевыжатого апельсинового сока. Оборот этого бизнеса сейчас составляет порядка 65 млн руб., и, несмотря на высокую сезонность, бизнес вполне маржинальный. Тем не менее "небо" манить не перестало.
В новый проект — аэролифт — Александров вместе с партнерами уже вложили порядка $1 млн. Окупить эти затраты он надеется за год-полтора. Для этого на этапе запуска нужно, конечно, побегать: разместить рекламу, собрать рекламу (пока шар белый, но к лету, верит Вячеслав, засверкает логотипами спонсоров), проработать каналы продаж, доукомплектовать штат.
"Честно могу сказать, что, если бы не Тинькофф Банк, я бы не справился сейчас,— говорит Вячеслав.— У меня за 20 лет в бизнесе богатый опыт работы с банками, так вот если бы мне, как раньше, приходилось за каждой бумажкой в офис, да в очередь, да ждать, пока одобрят заявки — это бы еще год взяло. А через "Тинькофф" все можно сделать дистанционно — буквально в пару кликов через личный кабинет. Даже налоговую декларацию можно сдать через приложения для смартфона".
"Мы, по сути, только запустились, но уже тысячу билетов продали,— хвастается Вячеслав Александров.— Этот бизнес очень созвучен мне: он радостный, для людей. Вот было, например, 14 Февраля — сколько пар пришло! Чуть не у каждого молодого человека коробочка припрятана. И мы-то уж точно знаем теперь: браки заключаются на небесах!"