Доллар в рублях

Как менялась цена американской валюты в России

Доллар в России больше, чем доллар (по крайней мере, если этот доллар — в США). На взгляд The Economist, рассчитывающего индекс бигмака, в 2008 году наш «зеленый» был дороже американского на четверть, а три года назад — уже почти вчетверо. И все же новейшая история доллара в России — это история снижения его покупательной способности. Хотя она и была бы неполна без эпизодов обвального падения рубля.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

ГЛЕБ БАРАНОВ

Трудно точно сказать, как это началось. Может быть, в 1990-е, когда запомнить меняющиеся ежечасно цены в рублях удавалось, только мысленно переводя их в доллары. А быть может, еще в 1970–1980-х годах, когда обладание инвалютой (или чаще чеками) давало шанс приобщиться к зарубежному товарному изобилию. Кто-то использовал тот шанс в загранкомандировках, кто-то — в магазинах «Березка». Для большинства же и то и другое было почти сказкой, хотя, вопреки позднейшим легендам, даже в «Березках» случался дефицит некоторых товаров. В любом случае символом той сказки был доллар.

И уже никак не меньше двух десятилетий американская валюта для многих россиян — это символ чего-то стабильного, надежного и одновременно доходного. Иной раз бывало, что инфляция долго снижалась, а курс рубля демонстрировал завидную стабильность,— тогда казалось, что наша вера в доллар заколебалась. Но внезапное ослабление национальной валюты — в начале апреля, три года, девять или без малого 20 лет назад — вновь эту веру укрепляло.

Хранить сбережения в долларах и сейчас многим кажется разумной, безопасной и даже глубоко консервативной идеей.

Это могло бы быть так, если бы кому-то удавалось с точностью хотя бы до пары лет предсказывать дату очередной обвальной девальвации. Во всех прочих случаях российская история, как ни странно, не дает серьезных оснований для подобных взглядов.

Дороже денег

Оценивать, как менялась покупательная способность доллара в России, можно по-разному. Но если, например, использовать данные Росстата по инфляции с 1991 года, удастся увидеть картину в первом приближении, что, конечно, не гарантирует настоящей точности в деталях. Структура цен в СССР, в первые годы после его развала и сейчас — это все-таки три большие разницы.

Когда-то, например, новый иностранный автомобиль среднего класса (а еще раньше и просто импортный видеомагнитофон) вполне мог стоить дороже московской квартиры, сейчас такое и вообразить невозможно.

И это не говоря о том, что бывали принципиально иные цены — на приватизируемые бывшие советские предприятия, например. Так, на залоговых аукционах 1995 года 51% акций «Норильского никеля» ушел за $170,1 млн. Можно, конечно, говорить о нерыночности цены, последовавшем затем улучшении качества бизнеса, а также о том, что это была не продажа, а залог под кредит (и впоследствии государству было еще доплачено).

По ценам, которые давали на залоговых аукционах в середине 1990-х годов за ведущие российские предприятия, можно примерно представить реальную покупательную способность доллара

Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

Но в тот момент все, кому следовало, прекрасно осознавали, что продают одно из ведущих предприятий бывшего СССР, монополиста на рынке никеля. Так что цена в известной степени соответствовала тогдашним представлениям о нормальном курсе и стоимости бизнеса. Предложить за эту компанию на $100 млн больше, возможно, кто-нибудь тогда и мог, но на миллиард — едва ли.

Понятно, что далеко не все здесь можно относить на счет валютного курса, но некоторое представление об искажении покупательной способности доллара в России 1995 года эта история дает. Если исходить из сегодняшней капитализации «Норильского никеля», курс доллара в той сделке превышал 4600 современных рублей. Но и без таких, отчасти все же надуманных, примеров не составит никакой сложности найти множество предприятий, долларовая цена которых за 20 лет выросла в десятки раз.

Считанные доллары

Да что там, компании и банки, на основание которых в конце 1980-х — начале 1990-х ушло несколько десятков тысяч долларов, а то и меньше, иной раз через полтора десятка лет могли продаваться за миллиард. Их бизнес, конечно, очень вырос, но и доллар в России тоже очень и очень подешевел. Сейчас трудно себе представить, как высоко тогда ценилась в нашей стране иностранная валюта.

Некоторое представление о тех временах мог бы сегодня, наверное, дать только вояж по рынкам беднейших стран Африки.

Так, по данным Росстата, в январе 1991 года средняя зарплата составляла 308 рублей. Доллар на черном рынке до объявления о павловской денежной реформе стоил около 25 рублей. Был, понятно, и официальный курс, но к реальности советских улиц он отношения не имел. Так что средняя зарплата россиянина в тот момент составляла около $12. А чуть позднее, во время обмена крупных рублевых купюр, их нелегально меняли уже и по 100 рублей за доллар, что на несколько дней превратило тогдашний советский оклад и вовсе в $3. Да и в 1992 году зарплаты уже, правда, в десятки долларов многие считали очень приличными.

Зарплаты в начале 1990-х упали настолько, что люди были вынуждены идти торговать на стихийные рынки, один из которых располагался вокруг «Детского мира» (сегодня — Центральный детский магазин)

Фото: Эдди Опп, Коммерсантъ

Если наложить статистику Росстата по инфляции на курс доллара (поначалу на черном рынке, аукционах и первых биржах, а затем и на ММВБ), покажется, что на закате Советского Союза покупательную способность американская валюта успешно сохраняла. Да что там, она даже будто бы давала неплохую прибыль: инфляция за 1991 год составила 160%, а курс доллара вырос к началу 1992 года в шесть раз, до 150 рублей. Но все это в значительной степени условность — в стране, пораженной товарным дефицитом, цифры официальной инфляции мало о чем говорят.

К тому же покупка доллара на черном рынке была делом рискованным, на которое в начале 1991 года решился бы (при наличии достаточной суммы, конечно) далеко не всякий. Это считалось в прямом смысле слова смертельно опасным, хотя на деле к тому времени органы и занимались поиском валютчиков уже спустя рукава.

Статья 88 УК РСФСР «Нарушение правил о валютных операциях» все еще действовала. Она карала за нарушение этих правил, а также за «спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами» в зависимости от тяжести содеянного не только конфискацией, тюремным заключением и ссылкой, но и смертной казнью. Высшую меру из «бабочки», как еще именовали эту статью, Верховный совет РСФСР убрал только в декабре 1991 года. А настоящее соревнование доллара с инфляцией началось чуть позднее, после гайдаровской либерализации цен.

Эффект бабочки

И это соревнование доллар сразу же крупно проиграл. В 1992 году потребительские цены выросли на 2508,84%, а доллар к первым торгам 1993 года на ММВБ подорожал лишь в 2,78 раза, до 417 рублей. Тогда, как и во многих схожих случаях в дальнейшем, говорили о нерыночном характере происходящего и винили в этом Банк России. Он, как и всегда впоследствии, имел, конечно, какое-то отношение к ситуации на валютном рынке, но главное все-таки в подобных историях не поиски виновника, а результат в кошельке.

Как только в России отпустили цены, их рост тут же начал заметно опережать рост курса доллара, и его покупательная способность начала снижаться

Фото: AFP / EASTNEWS

На следующий год курс доллара вырос сильнее — в 3,06 раза, до 1274 рублей, а темпы инфляции упали. Но и 839,9% роста потребительских цен в 1993 году не оставили американской валюте шанса. Ее покупательная способность в России вновь значительно упала.

Про 1994-й долго потом вспоминали как про год черного вторника на валютном рынке, стоившего Виктору Геращенко места председателя Банка России, а Сергею Дубинину — поста и. о. министра финансов. И тому, и другому в будущем еще предстояло по одному разу возглавить ЦБ, что по большому счету вполне справедливо, ведь на самом деле за весь 1994 год доллар вырос лишь в 2,84 раза, до 3623 рублей. Цены же выросли в 3,15 раза.

Так что покупательная способность доллара вновь снизилась, хотя и не так драматично, как в предыдущие два года.

Но репутацию доллара как надежного защитника от инфляции все это поколебать не могло. Напротив, все более широкие слои населения вдруг обнаруживали, что могут купить уже не $10, а $100 и даже $1000, что немедленно и делали. Дальше для россиян, желающих держать средства в американских дензнаках, три года длилась настоящая черная полоса — валютный коридор.

Как только граждане получили возможность покупать доллары, они тут же ею воспользовались, после чего наблюдали, как Банк России не дает валюте дорожать

Фото: Reuters

Банк России удерживал курс рубля от падения на фоне все еще довольно высокой инфляции. В результате, например, российские ГКО смогли некоторое время обеспечивать иностранным инвесторам фантастическую доходность в валюте. А сам доллар вырос в 1995 году лишь на 29% при инфляции 131,3%. Он терял покупательную способность еще два года подряд, вплоть до девальвации 1998 года.

Рожденные девальвацией

Это был первый по-настоящему звездный час доллара в России с самого момента распада СССР. По итогам 1998 года его курс вырос в 3,46 раза, тогда как инфляция составила лишь 84,43%. Но не стоит думать, что тем самым он покрыл все отставание от потребительских цен.

Те выросли с начала 1992 года по начало 1999-го в 4458 раз, а курс доллара — всего в 137,7 раза. По итогам этого забега от покупательной способности доллара начала 1992 года в России осталось всего лишь около трех центов.

А затем для доллара вновь настали тяжелые времена. Девять лет подряд он ежегодно проигрывал инфляции, а с 2003-го по середину 2008 года его курс в целом снижался и в номинальном выражении (он чуть повысился лишь в 2005 году). Но через десять лет после дефолта и девальвации 1998 года американскую валюту в России вновь ждал звездный час.

В течение 2008 года курс доллара вырос на 19,74% при инфляции 13,28%. Многого этот взлет не изменил. С 1 января 1999 года по 1 января 2009-го потребительские цены увеличились в 4,29 раза, а доллар — лишь в 1,42 раза. От покупательной способности десятилетней давности осталась лишь треть, а от доллара времен распада СССР — один цент.

И опять потянулись непростые годы. Если брать по отдельности результаты пяти последующих лет, то в трех случаях доллар уверенно отстал от инфляции, а в двух был близок к ней, но обогнал ее лишь однажды. И все же впереди его, как известно, ждал огромный успех — 72,2% роста по итогам 2014 года и еще 29,68% в 2015 году. Затем пошли уже привычные для американской валюты в России годы поражений от инфляции.

И с чем же мы пришли после всех этих бесконечных девальваций рубля к началу этого года? Курс доллара по сравнению с началом 2009 года вырос в 1,96 раза, а потребительские цены — в 1,94 раза.

Впервые за столь большой промежуток времени покупательная способность доллара практически не изменилась. И он все еще стоит около цента начала 1992 года.

Вероятно, это могло бы говорить о том, что курс давно близок к справедливому, хотя на доллар сейчас можно купить на треть меньше товаров, чем накануне девальвации 1998 года. А ведь многие до сих пор считают, что американская валюта стоила тогда неоправданно дешево. Но вот о чем это точно говорить не может, так это о том, что покупка доллара была в постсоветской России хорошим вложением. Ведь более чем за четверть века лучшими долгосрочными результатами такой инвестиции оказались цифры около нуля, а худшими — минус 70–99%.

Фото: Сергей Коньков, Коммерсантъ

Вся лента