Приговор гематологу дошел до отмены
Дело Елены Мисюриной вернули в прокуратуру
Мосгорсуд постановил отменить приговор гематологу Елене Мисюриной, осужденной в январе 2018 года к двум годам лишения свободы. Напомним, в 2013 году госпожа Мисюрина сделала 55-летнему пациенту диагностическую процедуру — трепанобиопсию (забор образца костного мозга), спустя четыре дня мужчина умер из-за открывшегося кровотечения. Мосгорсуд также вынес несколько определений в адрес суда первой инстанции — Черемушкинского районного суда, прокуратуры и следственных органов. Опрошенные “Ъ” эксперты не исключили, что дело Елены Мисюриной в прокуратуре может быть закрыто.
Мосгорсуд в понедельник рассмотрел апелляции по делу Елены Мисюриной, которая была осуждена в начале 2018 года по ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека). Приговор вызвал общественный резонанс и объединил врачебное сообщество: медработники указывали, что угроза судебного преследования за рутинные медицинские манипуляции, повлекшие осложнения, усложнит процесс лечения и постановки диагноза (см. “Ъ” от 30 января 2018 года). Петиция на сайте change.org с требованием «вернуть свободу» госпоже Мисюриной собрала более 150 тыс. подписей. Уже 31 января на ее сторону встала прокуратура Юго-Западного административного округа Москвы, которая внесла апелляционное представление на приговор Черемушкинского районного суда, попросив отменить судебное решение и вернуть уголовное дело в прокурору из-за «нарушений, допущенных в ходе следствия». «Выводы суда, изложенные в приговоре, о виновности Мисюриной не соответствуют установленным в суде фактическим обстоятельствам»,— отмечали в прокуратуре. Хотя приговор Черемушкинского суда сразу же был оспорен, Елена Мисюрина из зала заседаний отправилась в СИЗО, но 5 февраля Мосгорсуд отпустил ее под подписку о невыезде.
Апелляция по делу Елены Мисюриной рассматривалась в понедельник в Мосгорсуде в закрытом режиме по ходатайству потерпевшей стороны. В суде “Ъ” сообщили, что рассматривались как жалоба стороны защиты, так и представление прокуратуры на приговор. «Судебная коллегия по уголовным делам Мосгорсуда постановила отменить приговор и вернуть дело в прокуратуру для устранения недостатков, содержащихся в обвинительном заключении, которые препятствуют постановлению приговора или иного решения по делу,— говорится в ответе суда.— Также Мосгорсуд вынес частные определения в адрес прокурора ЮЗАО, органов предварительного следствия и Черемушкинского суда».
Адвокат потерпевшей стороны отказался от комментариев “Ъ”. Адвокат госпожи Мисюриной Генри Резник, вступивший в процесс после приговора суда первой инстанции, отметил, что рассчитывал на полное оправдание подзащитной. «Возвращать дело не имеет смысла, возможности для расследования исчерпаны, не существует никаких надежных доказательств вины Мисюриной,— сказал он в разговоре с “Ъ”.— Доказательства, на которых основан приговор, противоречивы, а доказательства защиты игнорировались (судом первой инстанции.— “Ъ”). Например, в экспертизе, на которой основывался суд, было написано, что эксперты не могут прийти к определенному выводу, за счет чего произошло кровоизлияние». Господин Резник отметил, что спустя пять лет после инцидента «уже невозможно получить доказательства, которые могли бы привести к достоверному знанию»: «Это дело высветило правду жизни — самое объективное и всестороннее расследование, самое беспристрастное и профессиональное судебное разбирательство по ряду дел так и не может привести к достоверному знанию. Человечество додумалось до презумпции невиновности именно поэтому». Адвокат напомнил, что в суде присяжных в России выносится около 15% оправдательных приговоров, а в профессиональных судах, «где безусловный обвинительный настрой»,— 0,4%: «Сомнение толкуют не в соответствии с презумпцией невиновности, хотя подозрение нельзя возводить в ранг достоверных доказательств». Господин Резник также предположил, что частное определение (его содержание на суде не оглашалось) в адрес Черемушкинского суда говорит именно о нарушениях при постановлении приговора. Адвокат предположил, что «прокуратура продлит расследование либо прекратит дело».
Адвокат Павел Астахов также напомнил “Ъ” о крайне небольшом проценте оправдательных приговоров: «Судьи предпочитают вернуть дело прокурору. Учитывая наши реалии, это можно расценивать как победу (стороны защиты Елены Мисюриной.— “Ъ”). Очевидно, что огромную роль сыграла общественная поддержка врача, а также тот факт, что в ходе следствия и при рассмотрении дела по существу были выявлены грубые нарушения». Господин Астахов отметил, что нынешнее решение суда не избавляет Елену Мисюрину от возможности вынесения обвинительного приговора в будущем, «хотя в то же время есть возможность прекращения дела за отсутствием состава или события преступления». Президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский назвал решение Мосгорсуда «ожидаемым»: «Я думаю, что дальше дело просто умрет в прокуратуре, на 99% оно будет закрыто. Но совершенно понятно, что, когда прокуратура переквалифицировала дело со ст. 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности" на ст. 238 УК РФ, там просто забыли, что эта статья предполагает умысел в совершении деяния. То есть врача обвинили в том, что она умышленно изменила технологию проведения вмешательства, чтобы причинить человеку вред».