Благотворительные фонды поспорили о словах
Русфонд намерен защищать в суде свои реквизиты для сбора СМС-пожертвований
Русфонд намерен в середине мая подать иск в Арбитражный суд Удмуртии к благотворительному фонду «Подари завтра!» о нарушении интеллектуальных прав, требуя прекратить использование слов «дети» и «добро» для сбора СМС-пожертвований. Президент фонда «Подари завтра!» Надежда Ястребова считает, что первая зарегистрировала эти слова, подключив услугу по отправке СМС-пожертвований. Эксперты IPS считают, что регистрация в сервисе СМС-платежей Сбербанка не дает исключительных прав.
Русфонд намерен подать иск в Арбитражный суд Удмуртии к благотворительному фонду помощи детям в Удмуртии «Подари завтра!» с требованием прекратить использование слов «дети» и «добро» для сбора пожертвований. «Мы направили досудебную претензию в фонд. Если спустя месяц заявленные требования не будут удовлетворены оппонентом, мы подадим иск в Арбитражный суд Удмуртии. Учитывая позицию руководства “Подари завтра!”, суд скорее всего состоится»,— прокомментировал ситуацию «Ъ-Удмуртия» директор региональных проектов Русфонда Станислав Юшкин. Ранее господин Юшкин сообщил, что из-за нарушения фондом «Подари завтра!» интеллектуальных прав более 400 человек совершили ошибку в переводе денежных средств, которые в результате вместо Русфонда получила местная организация. По его мнению, жертвователи вместо текста «дети» на номер 5542 отправляли сообщение «Дети 5542» на номер 900 в мобильный банк Сбербанка. Общая сумма средств, поступивших в результате ошибки в фонд «Подари завтра!», составила 2,41 млн руб. Как сообщил директор региональных проектов Русфонда, номер 5542 и слово «дети», а также номер 5541 и слово «добро» были зарегистрированы Русфондом в Федеральной службе по интеллектуальной собственности в качестве товарного знака в мае 2017 года.
Президент фонда «Подари завтра!» Надежда Ястребова в беседе с «Ъ-Удмуртия» рассказала, что 12 апреля 2017 года в мобильном приложении Сбербанка была подключена услуга по отправке СМС с пожертвованиями на номер 900. «Мы обратились в Сбербанк для того, чтобы благотворители получили возможность производить пожертвования с карт. Таким образом мы прогнозировали увеличить скорость сбора средств для тяжелобольных детей Удмуртии. 12 апреля мы подключили услугу, после чего стали приходить ошибочные платежи. 18 апреля мы обратились в Сбербанк с предложением решить вопрос, думая, что это технический сбой, поскольку сервис новый»,— сообщила госпожа Ястребова. Собеседница подчеркнула, что в Сбербанк была направлена просьба поставить на паузу сбор средств по ошибочным реквизитам и вернуть средства получателям. «Однако юридически возврат мог производиться только по заявлению отправителей платежа. Мы оперативно обрабатывали каждую заявку»,— добавила Надежда Ястребова. Она отметила, что каждый жертвователь проходил этап многоуровневой идентификации: благотворители подтверждали свой перевод в местный фонд, получая в ответ СМС с названием фонда «Подари завтра!» и суммой.
Собеседница “Ъ” считает, что общеупотребительные слова «дети» и «добро» могут принадлежать любому фонду, который первым обратился в сервис СМС-платежей. Так, по ее данным, эти слова используют благотворительные фонды «Вера», «Подари солнечный свет», «Доброе дело». Юристы фонда «Подари завтра!» отмечают, что Русфонд обладает патентом на слово «дети» вместе с коротким номером 5542, а не просто на слово «дети». «Никакого злого умысла в регистрации не было и быть не могло. Как мы могли прогнозировать, что благотворители начнут ошибаться?» — добавила госпожа Ястребова. По ее словам, ошибочно перечисленные пожертвования не тратились. Она добавила, что в марте директор региональных проектов Русфонда Станислав Юшкин несколько раз звонил ей и «оказывал на нее психологическое воздействие».
В свою очередь, господин Юшкин подтверждает факт телефонного разговора с госпожой Ястребовой. По его данным, с корректным выбором адресата ошиблись 436 человек, причем мобильное приложение Сбербанка распознавало цифры 5541 и 5542 как сумму взноса. Господин Юшкин заявил, что до вмешательства Русфонда фонд «Подари завтра!» уведомил об ошибке лишь 51 человека из 436. По словам Станислава Юшкина, после того, как Русфонд обратил на ситуацию внимание коллег, «Подари завтра!» провел проверку, по результатам которой сообщил, что 305 жертвователей не изъявили желания возвращать свои средства. Из этих 305 человек Русфонд обзвонил 20: по словам господина Юшкина, 5 заявили, что им из ижевского фонда не звонили, а 7 пожелали вернуть средства. В «Подари завтра!» сослались на ошибку волонтера и пообещали повторную проверку.
По мнению патентного поверенного компании IPS Виктора Пронина, регистрация в сервисе СМС-платежей Сбербанка не дает исключительных прав. «В данном случае регистрация является частью договорных отношений между двумя юридическими лицами — между Сбербанком и фондом “Подари завтра!”»,— сообщил господин Пронин. Инструментом для защиты интеллектуальных прав компании, по мнению эксперта, может быть регистрация словесного товарного знака в 36-м классе международной классификации товаров и услуг — «Сбор благотворительных средств». «В Российской Федерации регистрацию товарных знаков осуществляет Роспатент. После успешной регистрации товарного знака в Роспатенте к нарушителям могут применяться положения ст. 1515 ГК РФ. Стоит отметить, что указание в рекламе “отправьте СМС со словом «…» (словесный товарный знак), чтобы пожертвовать” также может считаться нарушением исключительных прав»,— добавил Виктор Пронин.