«У Telegram скорее увеличится количество пользователей, а не уменьшится»
О последствиях блокировки сервиса рассуждает его инвестор, основной акционер Qiwi Сергей Солонин
Попытка блокировки Telegram в России не стала плохой новостью для его инвесторов. Ситуация, скорее всего, приведет к росту популярности мессенджера, уверен основной акционер группы Qiwi Сергей Солонин, вложивший в ICO Telegram около $17 млн.
— Вы участвовали в ICO Telegram. Какое сейчас у вас отношение к этой инвестиции после начала блокировки сервиса?
— Меня больше расстраивает отношение властей, честно говоря.
Понимаете, вместо того чтобы поддерживать такие площадки, как Telegram, которые одинаково относятся к разным правительствам, мы, по сути, поддерживаем сервисы, к которым у российских спецслужб дискриминирован доступ.
Это очень расстраивает. Это путь в никуда.
Я слышал также о чисто коммерческой версии происходящего. В любой подобной ситуации надо смотреть на бенефициаров, а в данном случае, если исключить Facebook и WhatsApp, они довольно очевидны. Но вероятнее пользователи перейдут на WhatsApp, нежели на новый российский мессенджер.
— У нас не будет популярных российских мессенджеров в будущем?
— Мы себя лишаем новых технологий, что точно негативно отразится на развитии страны в целом. Мы себя изолируем там, где должны были давать поддержку. Посмотрим, что будет в ближайшее время. После всего этого есть вероятность как уменьшения количества пользователей Telegram, так и увеличения. Качество услуг Telegram упадет, часть пользователей отвалится именно из-за этого. Хотя многие предпочтут надежность и защищенность качеству.
— Блокировка мессенджера — это серьезный удар по инвестиции в проект?
— Инвестиция — это отдельно. Россия не составляет большой доли в мессенджере. Я больше склоняюсь к тому, что после таких событий у Telegram все-таки скорее увеличится количество пользователей, а не уменьшится. Таким образом, на инвестиции это, скорее всего, скажется положительно. Тем более что даже полная потеря 15 млн пользователей — это сейчас около ежемесячного прироста аудитории Telegram. Но как прецедент давления на вполне нейтральную компанию — это очень странно и обидно.
— Что вы имеете в виду, говоря о нейтральности компании?
— Telegram не дает ключи никому. Почему в России должна была быть иная ситуация?
Не понимаю. Telegram одинаково относится ко всем спецслужбам, поэтому как прецедент это плохо. Но я по-прежнему считаю, что в Telegram одна из лучших команд разработчиков, и уверен, что у них хорошее будущее.
— Почему мобильное приложение Telegram до сих пор доступно в России, несмотря на блокировки?
— Потому что технология, встроенная в Telegram, позволяет динамически менять IP-адреса через встроенные функции в смартфонах. Таким образом, Telegram может бесконечно менять «айпишники». Я не очень понимаю, как Роскомнадзор может полностью его заблокировать. Странно, что они об этом не думали раньше, так как все это было известно.
Остается еще вариант блокировки Telegram через Apple и Google, но я сомневаюсь, что они будут помогать Роскомнадзору в этой ситуации, из-за ее абсурда. А также из-за того, что могут оказаться следующими ровно по тем же основаниям.
Чем политики и чиновники планируют заменить Telegram
Некоторые чиновники и политики уже сообщили, чем заменят заблокированный по иску Роскомнадзора мессенджер Telegram. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков конференц-коллы для журналистов теперь будет проводить в ICQ. От использования обхода блокировки мессенджера отказался секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. При этом многие опрошенные “Ъ” политики отказываться от Telegram не спешат.