Обновлено 15:13

В Стерлитамаке школьник напал с ножом на учительницу и одноклассников

Возбуждены уголовные дела о покушении на убийство и халатности

В башкирском Стерлитамаке возбуждено уголовное дело в отношении 17-летнего учащегося школы №1 Артема Т. В среду утром, вооружившись ножом, он пришел в школу, ранил одноклассницу и учителя информатики, а затем попытался поджечь класс и покончить жизнь самоубийством. Он и пострадавшие госпитализированы. Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовные дела о покушении на убийство и халатности. По предварительным данным, на агрессию подростка уже жаловались, а он сам в переписке с одноклассниками полгода назад сообщал о подготовке к преступлению из-за непонимания окружающих.

Фото: Вадим Брайдов / ТАСС

ЧП в школе №1 в башкирском Стерлитамаке, в котором пострадали две ученицы и учительница информатики, произошло сегодня около 9:00 по местному времени. Инцидент будут расследовать в рамках двух уголовных дел.

Последние случаи инцидентов с оружием в школах

Смотреть

Как сообщают в башкирском СУ СКР, первое дело возбуждено в отношении 17-летнего ученика девятого класса для отстающих в психическом развитии Артема Т. По версии следствия, он зашел в класс информатики, держа в руке нож, которым затем порезал руку однокласснице и ранил учительницу. Школьник разлил и поджег горючее вещество, после чего нанес себе рану ножом в шею. В школе сработала пожарная сигнализация, учащиеся были эвакуированы. Пострадала еще одна ученица — из другого класса. Испугавшись пожара, она выпрыгнула со второго этажа и получила травму позвоночника.

Второе дело возбуждено по факту халатности.

В органы профилактики преступлений несовершеннолетних уже поступали жалобы на агрессивное поведение подростка, но на учете он не состоял.

Сегодня в соцсетях от имени родственников одноклассников появились скрины якобы его переписки, в которой он под ником «Тимур Жук» в июле 2017 года сообщает, что хочет «как можно больше убить», «ножи есть, травмат есть» и советует «смотреть за новостями». «Во мне столько ненависти, что я уже не могу остановиться, но я пытаюсь»,— пишет пользователь и жалуется на непонимание и отсутствие сочувствия у окружающих.

Минздрав Башкирии подтвердил госпитализацию четырех человек, в том числе трех школьников. Их состояние медики оценивают как средней тяжести, сообщили в ведомстве. По данным врачей, преподаватель школы и одноклассница получили множественные ранения конечностей и грудной клетки. Учителю проведена операция, она находится в реанимации.

На место ЧП утром прибыл глава республики Рустэм Хамитов, который поручил усилить пропускной режим в школах, а также обратить «особое внимание на необходимость борьбы с опасными группами в социальных сетях». К изучению деструктивного контента в интернете призвала сегодня и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Она также пообещала повторно направить в правительство предложения по мониторингу соцсетей.

Как власти реагировали на ЧП в школах

Смотреть

Следователи провели обыск в квартире школьника и допросили его родителей, сообщили в СКР.

Школа №1 возобновит работу в четверг, рассказала ТАСС представитель родительского комитета школы Елена Жаркова.

Артур Реан, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Наша лаборатория провела исследование по теме «Агрессия и буллинг в подростковой среде» в десяти регионах России. В опросе приняли участие более 1500 учащихся 9–10 классов. Было установлено, что чем хуже был школьный климат, тем выше уровень агрессивности школьников. Кроме того, были выявлены высокие значимые положительные корреляции между показателями школьного климата, безопасностью в школе и взаимоотношений учителей с учащимися. Еще один момент – психологическая и психолого-педагогическая помощь участникам буллинга в школе. В большинстве регионов существуют центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним. На конец 2015 года такие центры работали в 65 субъектах Федерации. Считается, что такие центры оказывают действенную помощь детям с девиантным поведением. Однако в действительности сотрудники этих центров сами нуждаются в профессиональной помощи при работе с девиантными детьми. Базовой подготовки в таких случаях не хватает, нужны специальные программы повышения квалификации для специалистов таких центров. Нужны такие программы для школьных психологов и учителей. В 15-16 годах педагоги-психологи имелись в штате только каждой второй школы: 53% школ имели в штате такого работника. А при этом нагрузка на одного такого сотрудника составляет примерно 880 учеников. В таких условиях деятельность психологов будет оставаться крайне неэффективной.

Мария Новикова, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

По нашему исследованию, хотя бы раз с травлей в той или иной роли сталкивалось более 65% детей. Причем если мы говорим о жертвах, то их больше, если об агрессорах, то их меньше, но это все равно порядка 60%. Жертва – это ребенок, который растет в семье с более низким уровнем достатка, где, скорее всего, работает только мама, в которой у родителей нет высшего образования. Также это ребенок, который хуже учится по основным предметам, русскому языку и математике. Возможно, в этот механизм входит учитель: ребенок, который хуже учится, может подвергаться стигматизации со стороны учителя, что дальше подхватывается сверстниками — но это гипотеза, которая требует проверки. Что касается семей, из которых происходят агрессоры, то в данном случае социально-экономический статус и культурный капитал играют не такую большую роль. Но практически всегда это семьи, в которой есть определенный способ взаимодействия между членами этой семьи: есть определенная иерархия и воспитание того, кто находится в этой иерархии ниже тебя, с позиции силы. Речь необязательно про физическое насилие – но тот, кто старше, тот и прав, и доносит свою позицию очень жестко. Ребенок оказывается мишенью этих воздействий. А дальше идет в школу и находит тех, кто слабее его.

Наталья Павлова, Уфа

Российские школьники стали чаще проявлять агрессию

В российских школах участились случаи насилия, причем от проявления агрессии страдают не только подростки, но и учителя: травле и насилию подвергались 70% педагогов, сообщили эксперты на конференции «Насилие в образовательной среде», организованной при участии Минобрнауки. В ведомстве признали наличие проблемы и заявили, что пытаются «перезагрузить» образовательное пространство, а c агрессией в школах справиться с помощью изменений в программах подготовки педагогов в вузах.

Читать далее

Вся лента