Панорама будущего с набережной
повестка
Окончание интеграционного "переходного периода" для Крыма и поиск идей и проектов, открывающих следующий этап в развитии экономики полуострова,— основная часть открывающегося Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ). Основная повестка Ялты-2018 — индустриальные парки в Крыму, возможность "консолидированного" входа банков РФ на территорию, защита постоянных резидентов экономики Крыма от давления из-за рубежа, крупные инфраструктурные проекты в туризме и легализация исторически сложившегося теневого сектора местной экономики.
В 2018 году ЯМЭФ проводится уже четвертый раз, и за последние три года он успел войти в число наиболее популярных экономических форумов РФ. В первые годы это было обусловлено повышенной востребованностью и актуальностью любой информации о бизнес-возможностях, открывающихся на полуострове после вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Впрочем, уже в 2016 году стало очевидно, что повестка ЯМЭФ не исчерпывается собственно "локальными" темами — дискуссии в Ялте затрагивали зачастую не столько крымские вопросы, сколько более широкий круг тем для российской экономики в целом.
В этом смысле ЯМЭФ-2018 — поворотный момент в истории форума, проводимого Фондом ЯМЭФ — напомним, его сопредседателями являются заместитель главы "Деловой России" Андрей Назаров и глава государственного автономного учреждения Республики Крым "Деловой и культурный центр Республики Крым" Ярослав Иванченко, участником фонда также является компания "Прокси Центр". Официально основные задачи Фонда ЯМЭФ — создание "управляемой модели непрерывного систематизированного взаимодействия бизнеса и власти в наиболее актуальных областях интеграции Республики Крым в экономику Российской Федерации", то есть интеграционно-инновационная повестка. Впрочем, постепенно она сдвигается от "интеграционной" к инновационной. Гости ЯМЭФ в апреле в основном будут прибывать в республику через новый терминал аэропорта Симферополя — напомним, инвестсоглашение о строительстве комплекса аэропорта было подписано на второй ежегодной сессии ЯМЭФ в апреле 2016 года. Генподрядчиком проекта стало ООО "Аконс Про", в проект вложены рекордные для региона 32 млрд руб. В сущности, новый терминал аэропорта станет одним из символов нового уровня развития экономики Крыма, в том числе в терминах бизнес-технологии — проект реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), 30% средств предоставили инвесторы, 70% — банковские структуры, официально работающие в Крыму.
ЯМЭФ в 2018 году еще не сможет продемонстрировать вторую составляющую восстановленной связности "материковой" территории Крыма и России — Крымский мост будет открыт лишь в мае. Тем не менее в летний сезон текущего года Крым войдет уже в принципиально новом состоянии — с открытым транспортным сообщением и задействованием основных мощностей логистики. Она создавалась в 2014-2018 годах, в том числе в виде масштабной реконструкции крымских автодорог, но полноценно потенциал новой транспортной системы можно будет оценить только после того, как заработает и мост, и новый терминал аэропорта мощностью до 10 млн человек в год. За это время, отметим, решена большая часть "переходных" проблем инфраструктуры Крыма, в том числе телекоммуникационных и энергетических. Одновременно с этим практически закончен и цикл "переходных" положений, в том числе в коррекции законодательства, обучении администраций. ЯМЭФ-2018 — это единственный момент в новой истории региона, когда одновременно можно видеть Крым и в "интеграционном" состоянии, и в "интегрированном". Основная же повестка Ялтинского форума — поиск ответов на вопрос, что Крыму делать дальше в составе России. Каждый регион Российской Федерации имеет свои стратегии развития, выбор здесь достаточно широк на всех уровнях — бессмысленно ожидать, что целью Крыма является исключительно достижение "среднероссийского" уровня: его не существует — необходимо искать свои пути развития.
Самым важным для потенциальных инвесторов в 2018 году в Ялте будет, видимо, презентация минэкономики Крыма и Корпорации развития Республики Крым проектов двух крымских индустриальных парков, "Феодосия" и "Бахчисарай" и агропромышленного парка "Вересаево". Индустриальные парки показали себя в других регионах РФ как отстроенная система привлечения промышленных инвесторов. Второе не менее важное событие Ялты-2018 — обсуждение концепции культурно-туристического и исторического центра "Коктебель-парк". В целом проекты туристической индустрии, в том числе по строительству нового крупного пятизвездного отеля, предполагаются достаточно крупными — как и промпарки, они сами являются объектами, создающими вокруг себя кластеры новой экономики Крыма.
Впрочем, полностью не исчерпана и "интеграционная" часть повестки. Так, крупный пакет предложений по этому поводу в Ялту привезла Торгово-промышленная палата (ТПП) в России: она под руководством главы совета ТПП по инвестполитике Антона Данилова-Данильяна обсуждала их в апреле. Основное предложение ТПП — расширить свободную экономическую зону на территорию всего полуострова, что "предоставит возможность предпринимателям из Крыма и Севастополя автоматически стать ее резидентами". Кроме того, постоянный представитель Республики Крым при президенте Георгий Мурадов выступил с еще одной идеей, которая должна решить одновременно и проблему дефицита банковского капитала в Крыму, и проблему кредитования местного бизнеса (ставки по кредитам крымским предпринимателям сейчас существенно выше, чем в "континентальной" России — более 20% годовых): речь идет о проекте "консолидированного" входа в Крым крупных, в том числе государственных, российских банков, что уменьшит вероятность распространения на них европейских санкций. Впрочем, есть и альтернативные предложения, например создание "удаленного интерфейса" кредитования компаний Крыма банковской отраслью с основной территории РФ. Наконец, есть и еще одно более широкое предложение, о котором в середине апреля говорил глава Крыма Сергей Аксенов,— это включение территорий республики в обсуждающийся сейчас в правительстве проект "специальных административных районов", призванных облегчить для международных предпринимательских компаний работу на внешних рынках с одновременным развитием их на отдельных территориях — острове Русский и калининградском острове Октябрьский. Проблемы международной защиты бенефициаров бизнеса, получающего прибыли в Крыму от собственных инвестиций, безусловно, сохранятся еще достаточно длительное время.
И, наконец, процесс, который, собственно, и должен ознаменовать завершение переходного периода для экономики Крыма и стать началом процесса ее полноценного развития в новых условиях — это сокращение объема теневого сектора экономики, "легализация" существующего среднего и мелкого крымского бизнеса. Сама по себе крымская "тень" скорее историческое наследие, и ее масштабы не следует преувеличивать — так, по оценкам Росстата, она составляет в Крыму около 37,1% валового регионального продукта (ВРП), тогда как среднероссийская цифра — 22,3%. Большая доля серого сектора характерна для туристически развивающихся отдаленных регионов (например, на Камчатке доля серого сектора в ВРП, возможно, даже выше), но в Крыму она имеет специфические проблемы — необходимость переоформления прав собственности на имущество и договоров по аренде земли законодательству РФ. Проблему "легализации" на ЯМЭФ намерена обсуждать общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России", в том числе в аспекте легализации гостиничного и рекреационного бизнеса в Крыму — отчасти это проблема безопасности, отчасти — развития.
Рано или поздно этот набор проблем также будет разрешен — и еще до того, как это произойдет, в повестке развития региона все большее значение будет набирать международная часть ЯМЭФ. Ялтинский форум исторически создавался как конференция партнеров Крыма, в том числе не только городов-партнеров из РФ (так, Москва в этом порядке патронирует Севастополь), но и иностранных инвесторов и политических структур. С этой точки зрения сессии ЯМЭФ очень разнообразны: и политические, и экономические аспекты будущего Крыма в Ялте намерены обсуждать предприниматели и политики Австрии, Германии, Италии, Турции, Греции, многих других стран. Но акцентом 2018 года для ЯМЭФ будет, как предполагается, Сирия — крайне представительная делегация арабской республики. Предполагаемые темы — взаимные инвестиции из регионов, строительные проекты РФ в жилом секторе Сирии, создание на базе одного из крымских портов зернового хаба для экспорта из РФ зерна в Сирию, сотрудничество в области строительства железных дорог, соглашение о партнерстве Ялты и сирийской Латакии.