Время по Камбербэтчу
Британское лицо Jaeger-LeCoultre
Впервые Бенедикт Камбербэтч и Jaeger-LeCoultre были замечены вместе в "Докторе Стрэндже". Известный нейрохирург, который помимо всех своих супергеройских обязанностей был еще и страстным часовым коллекционером, особенно дорожил моделью Jaeger-LeCoultre Master Ultra Thin Perpetual. Эти часы разделили жизнь доктора Стрэнджа на "до" и "после". Премьера фильма разделила на "до" и "после" жизнь Камбербэтча. Она состоялась в октябре 2016 года, а в январе 2018-го, перед SIHH в Женеве, швейцарские часовщики Jaeger-Le Coultre официально объявили, что актер стал новым лицом бренда.
Сегодня поклонники Камбербэтча постоянно смотрят на часы: ждут не дождутся 12 мая, премьеры самого многообещающего сериала года — "Патрик Мерлоуз" по романам британского писателя Эдварда Сент-Обина. Аристократ, плейбой и прожигатель жизни, баловень судьбы и ее жертва, вспыльчивый и ранимый, чертовски приятный и столь же отвратительный — этот непростой Мерлоуз так полюбился Камбербэтчу, что он не только сыграл его, но и спродюсировал сериал.
"Играть Патрика — сущая пытка,— говорит актер.— Сладкая жизнь, нон-стоп полная мерзостей". Неужели для него это открытие? Ничуть. Объяснять нравы британского upper class Камбербэтчу не нужно. Он говорит, что до сих пор не может избавиться от манерного акцента престижной школы Harrow. И вот этот акцент наконец пригодился.
В 19 лет Бенедикт Камбербэтч сбежал в Гималаи. Жизнь в горных монастырях казалась ему честнее и свободнее. В будни он учил монахов английскому. По выходным искал приключений, уходил в пустыню или в горы. Одно такое восхождение едва не стоило ему жизни. Камбербэтч с приятелями забрались так высоко, что кислорода стало не хватать — началась высотная болезнь. Им бы вернуться назад, но нет — они пошли дальше. Испытывать судьбу и себя. Наконец, они смогли спуститься вдоль реки вниз и — о чудо — набрели на ночлежку. Там их накормили самой вкусной едой, какую им только доводилось пробовать: яйцами с немытыми овощами. Неудивительно, что Камбербэтч подхватил дизентерию. Эта история, рассказанная в интервью американскому Vanity Fair,— готовый сценарий для фильма. Но про кино Бенедикт Камбербэтч тогда думал в последнюю очередь.
Хотя актерство было написано ему на роду. Не зря же он появился на свет в актерской семье. Его родители Ванда Вентхам и Тимоти Карлтон сделали карьеру в театральных антрепризах и британских ситкомах. Да вы их сами прекрасно знаете! В третьем сезоне "Шерлока" оба появляются на экране в своих привычных ролях — отца и матери Холмса-Камбербэтча.
Но он родителей поправил. Отец в свое время предпочел псевдоним, кто же пойдет смотреть на актера с такой язык-сломишь-фамилией. Сын же, дебютировав в театре под именем Бенедикта Карлтона, вскоре поступил ровно наоборот: он заставил весь мир выговаривать "Камбербэтч". Это и вправду не так-то просто. Он часто шутит, что наутро после развеселой вечеринки и сам едва справляется со своей фамилией.
Родители были популярны, особенно красавица мать, которая промелькнула в ролях главных красоток в десятках сериалов. И все равно это была жизнь, а не сплошной романс. Благодаря родителям актерскую профессию он учил не по учебникам, поэтому знал не только ее прелести, но и недостатки: когда работы нет и приходится ждать и на каждый звонок думать — вот же он, мой шанс.
Родители решили подстраховаться и отправили Бенедикта в одну из самых привилегированных британских школ. В школьном журнале одни лорды, на доске почетных учеников Уинстон Черчилль, хотя и без сигары. Ванда и Тимоти рассчитывали, что ребенок выберет правильную жизнь: станет политиком, финансистом или адвокатом.
В итоге все вышло наоборот: положение "черной овцы" среди "белой кости" прямо-таки вытолкнуло его на сцену. Это было не просто. Сам Камбербэтч с ужасом вспоминает, что первые его роли были женские. Он всегда жалуется на это в интервью. Только представьте себе. Ему 12 лет. Школа для мальчиков. Зал полон. А он играет не Гамлета и не Макбета. Он изображает перед своими одноклассниками королеву фей в "Сне в летнюю ночь". Куда деваться после такого триумфа? То есть, конечно, позора? Послать подальше уроки математики и физкультуры и взять себе в качестве экзаменационных дисциплин театр и "арт" — изобразительное искусство. Учителя поставили на нем крест: парень увлечен культурой, что из такого выйдет?!
Вернувшись в Лондон, Камбербэтч поступил в Манчестерский университет на театральное отделение. Продолжил образование в Лондонской академии музыки и драматического искусства, а после окончания учебы скромно служил актером в Театре под открытым небом в лондонском Риджентс-парке. Играл в пьесах Шекспира, Ионеско, Уильямса, Ибсена. Предполагал ли он, что через пару лет станет мировой звездой, секс-символом, кумиром интеллектуалов и еще бог знает кем? Похоже, что да. Добиться большего, чем родители, сделать то, что у них не получилось, было его мечтой. В 2010 году Бенедикт Камбербэтч сыграл Шерлока Холмса.
Великий сыщик протянул ему руку дружбы. Теперь он может играть хоть зайчика на утреннике: поклонницы по всему миру ходят по его следам и ищут его улики. Для них придумали уже название "камбербитчез". Предприимчивые служители зоопарка называют выдру Бенни в его честь (актер как-то сравнил свою внешность с этим животным), в сетях гуляют "интернет-бойфренды" Бенедикты, а кто-то даже предложил арт-терапию: "Взгрустнулось? Рисуй Камбербэтча".
Актер вроде и рад, особенно за литературу, давно уже детективы Конан Дойля не продавались так здорово. Но он от этой шумихи устал. На последнем съезде фанатов "Шерлока" в Лондоне не появился и в ближайшее время возвращаться к своему герою не собирается. Поклонницы и поклонники безутешны и винят во всем семейную жизнь.
Хотя, возможно, виной всему страсть к адреналину. Помните блуждания по Гималаям? Свадьба из той же серии. "Хочу острых ощущений у себя дома",— бросил как-то Камбербэтч. К британскому юмору актера уже привыкли. Но на этот раз он не шутил. В одно осеннее ноябрьское утро 2014 года среди объявлений в газете The Times, которые испокон веков печатаются на ее страницах, было написано: "Бенедикт, сын Ванды и Тимоти Камбербэтч из Лондона, и Софи, дочь Кэтрин Хантер из Эдинбурга и Чарльза Хантера из Лондона, объявляют о своей помолвке".
Его жена Софи Хантер — тоже из театральных. Она актриса и режиссер, недаром познакомились они не в баре, а на Эдинбургском театральном фестивале. Было это лет двадцать назад, но тогда в его жизни были другие адреналины. В феврале 2015 года в церкви на английском острове Уайт состоялась церемония: Бенедикт разрушил все надежды своих поклонниц. Сегодня он отец двух сыновей и очень бережет свою жизнь, здоровье и privacy. "Я хочу увидеть, кем вырастут мои дети",— говорит актер. Это время ему совсем не хочется торопить.
Календарь с часами
Следующий номер "Стиль. Часы" выйдет осенью и расскажет о сентябрьских событиях, в том числе о часах и украшениях на Парижской биеннале. Речь пойдет о новых шедеврах на аукционах, выставках и антикварных ярмарках. В конце ноября--начале декабря 2018 года мы расскажем об участниках и победителях главного часового конкурса в мире Grand Prix de Geneve. Первый выпуск "Стиль. Часы" 2019 года будет посвящен новинкам очередного Женевского салона высокого часового искусства (SIHH). Затем мы снова вернемся к главным событиям Базельской ювелирно-часовой ярмарки (Baselworld) — но уже нового, 2019 года.
"Титаник" с дыркой в голове
Базельская ярмарка уже отпраздновала 100-летие. Она ровесник Октябрьской революции, хотя революции у нее перманентные.
Она росла не останавливаясь. В 1923 году появились первые бетонные павильоны. В 1953 году их стало больше — со строительством целого квартала с круглым двором по проекту архитектора Ганса Гофмана. Этот квартал полностью сохранился — на его фасаде 65 лет идут огромные часы.
В 1963 году павильоны были соединены, так появилось пространство для сверхвыставок в самом центре города — на Мессеплац. И наконец, пять лет назад швейцарские национальные архитектурные гении Жак Герцог и Пьер Де Мерон накрыли площадь необъятной стальной конструкцией, под дыркой которой непременно фотографируются участники.
С этого момента Baselworld стал напоминать "Титаник" с дыркой в голове. Но напрасно было ждать, когда же наконец эта махина потонет. Несмотря на сигналы бедствия, которые с тех пор раздавались регулярно, ярмарка держится на плаву.
Главные участники на месте — центральная аллея по-прежнему фланкирована павильонами часовых марок LVMH. Как всегда, Rolex стоит напротив Patek Philippe, а Swatch Group замыкает перспективу. Это пассажиры первого класса, и по ним судят о том, как дела на корабле. А вот мелкие и средние участники, пассажиры второго и третьего класса, стали куда менее заметны. Целые пространства, некогда густозаселенные скромным люксом, пустуют.
Трудно понять, идет ли речь о системном кризисе в отрасли или только об изменении методов представления. Недаром многие часовые марки думают сейчас перейти к временным выставкам в городах, принимающих Недели моды. Это, конечно, против строгих швейцарских правил, но может оказаться дешевле и эффективнее. В конце концов, пустеют же в мире торговые моллы или огромные кинотеатры. Их вытесняют онлайн-торговля и онлайн-зрелища.
Пока что часовщики и ювелиры, привыкшие к большим ярмаркам и салонам, осторожничают. Стиль поведения, предложенный домом Dior, который увез часы и украшения из Базеля к себе в Париж, остается лишь одним из вариантов. Другой стиль у Bvlgari, марки, которая теперь присутствует повсюду — и в Базеле, и в Женеве, и даже в Москве, в Кремле. Или у завсегдатая Базеля Chopard, для которого Каннский фестиваль становится выездной выставкой.
Мотивации менее известных марок нам неизвестны. Тут и вправду задумаешься о "Титанике". Богатеи, аристократы, кинозвезды водились там в изобилии, но они скорее служили рекламой, "лицом" корабля. Главные деньги пароходной компании приносили скромные трудяги. Любая техническая и социальная утопия движется не на угле, не на бензине и атомной энергии, а на людях. Многие работают на немногих: третий класс был ресурсом, за счет которого создавался и двигался "Титаник". Верхние могли презирать нижних, но они лишь стояли на их плечах, недаром палубный разрез корабля выглядел ровно как революционная карикатура, вульгарнейшая социология, палубная надстройка, покоящаяся на прочной основе нижних палуб и трюмов.
В этом смысле Базель такая же социальная лестница, с той, правда, разницей, что на первом этаже живут богатеи, а на антресолях — бедняки. Поэтому исчезновение бедняков — опасный признак. Похоже, что многие из них уже заняли спасательные шлюпки, не дожидаясь пассажиров первого класса,— фильм "Титаник" запомнили все.
Часы Jaeger-LeCoultre — важнейшая деталь фильма
Бенедикт Камбербэтч рассказал о часах своего персонажа и своих собственных