Приехать и влюбиться!

Гостиничный фонд на территории Алтайского края в 2017 году пополнился 20 новыми объектами, или 500 готовыми номерами. Развитые рекреационные территории региона в последние годы охватил настоящий строительный бум, и на достигнутом инвесторы останавливаться явно не намерены. В этом году запланирован запуск еще 20 объектов гостиничной сферы. Активный рост туристического бизнеса на Алтае связывают с возросшей популярностью автомобильного туризма и развитой инфраструктурой, в основу которой региональное правительство в последние годы вкладывает максимум сил и средств.

Туристы подгоняют стройку

В 2018–2020 годах резиденты особой экономической зоны Алтайского края намерены создать более 1,6 тысячи новых мест размещения. Сейчас здесь достраивают два крупных гостиничных комплекса — «Алтай парк отель» и «Жемчужная», еще 18 объектов гостиничной сферы запланированы к вводу в эксплуатацию до конца этого года. Готовится к открытию расположенный на территории туристического субкластера «Белокуриха-2» возведенный за счет инвесторов ресторан «Гоголь», рассчитанный на 100 мест. Сегодня же курорты региона с учетом малых предприятий единовременно могут принять около 50 тыс. человек.

Алтайский край четвертый год подряд демонстрирует стремительный рост турпотока. Ежегодно количество посетивших субъект туристов прирастает в среднем на 100 тыс. человек. Как отмечает губернатор Алтайского края Александр Карлин, именно эта цифра является одним из главных показателей, на которые ориентируются потенциальные инвесторы, заинтересованные в строительстве отелей, ресторанов, развлекательных комплексов и других объектов коммерческой инфраструктуры.

«Алтайский край обладает огромным туристическим потенциалом и входит в десятку самых привлекательных для туризма регионов России. Богатые природные лечебные ресурсы, такие как мягкий климат лесостепной и предгорной частей края, источники минеральных лечебных вод, озера, содержащие лечебные грязи, обилие солнечных дней, лекарственные растения, пантовые ванны, целебный воздух, а также разнообразие ландшафтов позволяют формировать на их базе различные площадки для создания уникальных туробъектов. Растут возможности предоставления широкого спектра туристских услуг по различным направлениям и в различных ценовых категориях. Природные факторы в сочетании с рациональной политикой правительства Алтайского края в сфере туризма и рекреации способствуют стабильному ежегодному росту турпотока в регион.

Вместе с тем Алтайский край является привлекательным для инвестиций в сферу туризма. Правительство региона создает благоприятные условия для развития взаимовыгодного партнерства с инвесторами в туристской отрасли, в том числе посредством реализации федеральных проектов, таких как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа „Бирюзовая Катунь“, игорная зона. Успешно выполняются мероприятия федеральной целевой программы „Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы“.

Государственная поддержка, закрепленная региональным законодательством, способствует росту интереса со стороны бизнес-сообщества. Решающую роль в реализации целого ряда инвестиционных проектов в области туризма сыграло строительство за счет бюджетных средств необходимой обеспечивающей и транспортной инфраструктуры. На своем опыте мы неоднократно убедились в том, что инвестор, принимая решение о строительстве туристских объектов, прежде всего рассматривает наличие инженерных коммуникаций на территории и удобство расположения туристических объектов. Мы создаем такие условия на территории Алтайского края. Кроме того, правительство региона ведет работу по популяризации инвестиционного потенциала сферы туризма: Алтайский край является постоянным участником крупных экономических форумов, туристских выставок как в нашей стране, так и за рубежом, организует подобные мероприятия и на своей территории, демонстрируя тем самым, что является открытой территорией, где существуют все условия для реализации самых смелых и инновационных инвестиционных проектов в сфере туризма и рекреации»,— рассказал господин Карлин.

По данным управления Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям, в 2015 году общий турпоток в регионе превысил 1,87 млн человек, в 2016-м — 2,05 млн человек, а в 2017 — уже 2,15 млн.

Эксперты отмечают: популярность региона в качестве места притяжения туристов обусловлена развитой инфраструктурой, доступностью самостоятельного путешествия и экологией отдыха. «Алтайский край ежегодно прирастает в объеме турпотока прежде всего за счет результатов непосредственного продвижения региона, которое активно ведется правительством субъекта. В то же время показателю есть к чему стремиться и есть для этого возможности. Сегодня с учетом сложившейся ситуации в стране рост турпотока по итогам 2018 года может составить от 5 до 7%»,— отметила исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Вслед за ростом популярности туристической зоны активизируется и бизнес. Отрасль переживает строительный бум, а темпы прироста объектов гостиничного комплекса составляют до 2% в год. «Алтай — уникальный регион, привлекательный как для туристов, так и для инвесторов. Компании, которые сегодня заходят на нашу площадку, сразу приступают к строительству своих объектов, так как участки уже оснащены всей инженерной и дорожной инфраструктурой. Бизнесу важно: первое — инфраструктура, а второе — это особое послабление для резидентов. В целом мы ожидаем, что ежегодно наша территория будет пополняться как минимум на один новый объект — будь то гостиницы или развлекательные комплексы»,— рассказал генеральный директор ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» Виктор Коршунов.

В регионе прогнозируют: уровень заполняемости отелей будет расти, а высокая конкуренция между отелями будет способствовать мягкой коррекции арендных ставок. Спрос подстегнет и введение в строй новых туристических и развлекательных локаций. «Всего на сегодняшний день в регионе зафиксировано 986 гостиничных объектов. Мы планируем увеличить эту цифру к 2020 году как минимум на 30%. Основными драйверами роста станут „Барнаул — горнозаводской город“ и „Золотые ворота“, с вводом которых появятся более двух тысяч круглогодичных мест размещения»,— отметил начальник отдела развития туризма управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу Денис Ивлев.

Главные мероприятия событийного туризма в Алтайском крае

Международный туристский форум Visit Altai — 21–30 апреля

Специализированная выставка «АлтайТур.АлтайКурорт-2018» — 29 апреля

Праздник «Цветение маральника» (на территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь») — 29 апреля

Международный управленческий форум «Алтай. Точки роста» (июнь)

Межрегиональный фестиваль напитков «Алтайфест» (июнь)

Успешный опыт

Сегодня на территории Алтайского края реализуются пять крупных инвестиционных проектов туристско-рекреационной территории, это «Бирюзовая Катунь», «Белокуриха-2», «Барнаул — горнозаводской город», игорная зона «Сибирская монета», а также автотуристский кластер «Золотые ворота». Строительство обеспечивающей инфраструктуры четырех из этих туркластеров в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)», по данным Ростуризма, завершится к концу этого года. В настоящее время введены в эксплуатацию все объекты обеспечивающей инфраструктуры кластеров «Барнаул — горнозаводской город» и «Золотые ворота». В ТРК «Белокуриха-2» из восьми объектов в эксплуатацию введены пять: четыре автодороги и газопровод. Ожидается, что ввод трех оставшихся объектов в рамках той же государственной программы — участков электроснабжения, газопровода высокого давления и сетей водоснабжения и водоотведения — завершится к концу лета.

Общий объем финансирования в рамках программы составит около 25 млрд руб. (20% — федеральный, 5% — краевой, 1% — местный бюджет, 74% — из внебюджетных источников). Общий объем внебюджетных инвестиций, направленных на реализацию данных проектов в 2017 году, составил 1,3 млрд руб. В 2018 году инвесторы профинансируют развитие туробъектов региона на сумму 1 млрд руб., отмечают в правительстве региона.

«Бирюзовая Катунь»

«Бирюзовая Катунь» является одним из наиболее крупных проектов с общим объемом инвестиций более 8,2 млрд руб. Интерес к этой площадке проявили 20 резидентов, которые уже приступили к строительству гостиниц, развлекательных комплексов и ресторанов. На сегодняшний день из запланированных в рамках развития территории завершено строительство одной гостиницы — «Алтай парк отель», а также комплекса «Актив парк», первого этапа горнолыжной базы, водных горок на искусственном озере, пасеки, маркета, галереи и кафе у большой Талдинской пещеры. На территории «Бирюзовой Катуни» работают 24 объекта, в том числе искусственное озеро для купания и рыбной ловли, два горнолыжных спуска, круглогодичные гостиничные комплексы, парк экстремальных развлечений, выставочные помещения и зона фуд-корта.

«Сибирская монета»

На территории игорной зоны, единственной в Сибири, также продолжается реализация крупных инвестиционных проектов. В 2017 году здесь введены в эксплуатацию отель, рассчитанный на 92 места размещения, ресторан на 100 посадочных мест, спа-комплекс, летние бассейны и спортивная площадка. Достраивается конференц-зал на 100 человек. Как ранее отмечал глава Алтайского края, расходы регионального уровня на развитие игорной зоны полностью окупились. Всего с момента создания данной площадки во все уровни бюджета поступило около 120 млн руб. доходов, в том числе 90 млн руб. — в региональный бюджет. Непосредственно налог на игорный бизнес составил 70 млн руб. В то же время рост турпотока в «Сибирскую монету» в прошлом году вдвое превысил показатели 2016-го, преодолев цифру в 60 тыс. посетителей.

«Белокуриха» и «Белокуриха-2»

Большие планы по развитию территории правительство региона возлагает на данный туристический кластер федерального значения, стоимость реализации которого составляет 7,7 млрд руб. На площадке предполагается ввести различные объекты отдыха, в том числе отели, рестораны, спортивные и развлекательные комплексы. В прошлом году здесь ввели в эксплуатацию историко-архитектурную площадку «Андреевская слобода», а также лыжно-биатлонный комплекс «Алтайские горы». Курортная зона «Белокурихи» способна принять единовременно свыше 5 тыс. отдыхающих. В городе действуют 19 санаторно-курортных и санаторно-оздоровительных учреждений на 5 тыс. мест. В этот же проект входит строящийся туристско-рекреационный кластер «Белокуриха-2», который располагается в 10 км от города Белокурихи и включает лечебную базу, туристскую инфраструктуру, а также семь горнолыжных трасс. Новый кластер позволит разместить растущее число туристов (среднегодовая загрузка санаториев в Белокурихе составляет свыше 85%). В этом году к открытию на этой территории планируются гостиницы «Жемчужная», а также в рамках комплекса «альпийская деревня» двух коттеджей по 400 мест, здесь же достраивается ресторан «Гоголь». «Еще 35 заявок на строительство объектов в „Белокурихе-2“ находятся на рассмотрении»,— отметил заместитель председателя правительства региона Виктор Мещеряков.

«Золотые ворота»

Это один из необычных и современных проектов туристической направленности, который предполагает реализацию автотуристского кластера с придорожным сервисом, в том числе гостиниц, фуд-корта и магазинов. В настоящее время за счет средств федерального, а также консолидированного бюджета Алтайского края инвестиционная площадка оснащена сетями газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, силовой трансформаторной подстанцией и газовой котельной. Сегодня на данной территории заканчивается строительство комплекса придорожного сервиса, а также начинается реализация двух новых проектов по созданию малоэтажного общественно-торгового центра формата распродаж и торгово-логистического комплекса. Общая стоимость проекта составляет 1,3 млрд руб.

«Барнаул — горнозаводской город»

Проект предполагает обновление и благоустройство исторической части города. Сегодня площадка активно развивается, так, в рамках финансирования в 2017 году были введены в эксплуатацию мост через р. Барнаулка, проведено укрепление берега р. Обь, сети ливневой канализации, проведены работы по созданию первой в городе пешеходной улицы. За счет средств инвесторов завершена реставрация более 15 исторических зданий, построены два гостиничных комплекса, гостиница формата «доходный дом», автоматизированная парковочная система, административное здание с выставочным центром, дегустационным залом и музеем зарождения и развития пчеловодства на Алтае. Завершено строительство ресторана, торгово-развлекательного центра, ведется возведение мемориального комплекса с храмом. Общая стоимость проекта составляет 3,9 млрд руб.

Одновременно с реализацией уже названных масштабных проектов в Алтайском крае ведется разработка новых предложений для включения в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», реализация которой начнется с 2019 года.

Таким образом, в среднесрочной перспективе планируется ввести в эксплуатацию более двух тысяч круглогодичных мест размещения различных категорий туристов.

«Правительство и муниципалитеты Алтайского края постоянно работают на продвижение бренда как региона, так и отдельных точек притяжения туристов. Ежегодно разрабатываются новые маршруты, появляются экскурсионные объекты, проводятся событийные мероприятия. Мы ожидаем, что показатель туристского потока в регионе будет составлять не менее 2,2 млн человек в год, а в перспективе на 5 лет этот показатель достигнет отметки в 2,5 млн человек»,— поделился планами губернатор Александр Карлин.

Маркетингом по событию

С реализацией крупных инвестиционных проектов в сфере туризма правительство Алтайского края приступило к формированию положительного имиджа региона не только на территории России, но и за ее пределами. Продвигать сервис и возможности региона для отдыха было решено при помощи событийного туризма. Этот уникальный инструмент за годы его использования стал мощным рычагом влияния на имидж региона и показатель туристического потока. Маркетологи разработали более десятка различных мероприятий с эффектом погружения туристов в атмосферу события. Фестивали и форумы не только приурочили к какой-то конкретной дате, но и посвятили особенностям Алтайского края. «Масштабные и камерные, вкусные и спортивные, под открытым небом на фоне гор или малиновых степных закатов — события, способные привлечь туриста в Алтайский край, — не столько маркетинговая стратегия, сколько вдумчивое отношение к нашей богатой истории, многонациональной палитре наций и народностей, гастрономическим и культурным традициям»,— отмечает руководитель «Алтайтурцентра» Татьяна Сажаева. Так появился международный туристский форум Visit Altai, визитной карточкой которого стало событие «Цветение маральника». Мероприятие сопровождается организованными маршрутами к местам цветения кустарника и культурной программой, посвященной открытию высокого летнего туристического сезона. Кроме этого, широкую популярность у представителей бизнеса получила специализированная выставка «АлтайТур.АлтайКурорт», рассказывающая о внутреннем и въездном туризме, новых турах, брендовых маршрутах и экскурсионных программах Алтайского края. Проводятся в регионе и такие фестивали, как «Апрельский кураж», праздник напитков «Алтайфест» и вареника «Всэ будэ смачно!», а также мероприятия для поклонников «ливерпульской четверки» «Because of The Beatles».

Светлана Донская

Вся лента