В «Седьмой студии» без перемен

Фигурантам громкого дела сохранили меры пресечения

Басманный райсуд Москвы продлил до одного года домашние аресты фигурантам уголовного дела о хищении 133 млн руб., выделенных Минкультом на художественный проект «Платформа». Один из обвиняемых, экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, и вовсе остался в СИЗО. Адвокаты главного фигуранта дела режиссера Кирилла Серебренникова убеждали, что, оказавшись на свободе, их подзащитный использует это время на благо искусства, но суд поверил не им, а следствию.

Художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников (в центре)

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В Басманный суд поддержать Кирилла Серебренникова пришли его многочисленные поклонники, но, поскольку им мест в зале не хватило, они перекочевали в коридор, где была организована видеотрансляция. Когда судья Артур Карпов предложил в начале заседания заявить ходатайства, представитель Главного следственного управления Следственного комитета России (ГСУ СКР) объявил, что имеет обращение Министерства культуры к суду, в котором поддерживается необходимость продления арестов. Это вызвало негодование адвокатов обвиняемых. Они заявили, что Минкульт мог бы оставить данный вопрос на «усмотрение суда», а не «прыгать на костях».

Адвокат Кирилла Серебренникова Дмитрий Харитонов и вовсе заявил о непризнании данного обращения, поскольку оно подписано ненадлежащим лицом. «Стоит подпись некоей Евы Зайцевой,— возмущался защитник.— Написано "официальный представитель министерства". Но каковы ее полномочия, мы не знаем».

Как развивалось дело «Седьмой студии»

Смотреть

Но судья бумагу из министерства приобщил, предложив представителю СКР огласить свое ходатайство. В нем говорилось о необходимости продления меры пресечения фигурантам расследования до одного года. Из них Алексей Малобродский содержится под стражей, остальные были переведены под домашние аресты. При этом Кирилла Серебренникова и директора Российского академического молодежного театра Софью Апфельбаум представитель СКР просил оставить по домам до 19 июля, а экс-гендиректора «Седьмой студии», ныне директора ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Юрия Итина — до 24 мая. Алексею Малобродскому, считает следствие, арест должен быть продлен до 19 мая (фигуранты задерживались и арестовывались в разное время).

Обоснование ходатайства не отличалось оригинальностью. Мол, находясь на свободе, фигуранты дела скроются либо окажут давление на свидетелей. При этом представитель СКР зачем-то ссылался на сложность самого расследования, уверяя, что по нему установлены еще не все фигуранты.

Защита и сами обвиняемые сразу обратили внимание суда на то обстоятельство, что ссылка следствия на сложность дела в данном случае неуместна, так как расследование уже завершено. «Нас заставляют читать материалы дела,— заявил Алексей Малобродский.— Но сколько томов в нем, непонятно. То ли 140, как было заявлено вначале, то ли 258». «Количество томов растет день ото дня,— поддержала его адвокат Ксения Карпинская.— Совершенно не понятно, сколько их окажется к окончанию ознакомления с делом. Возникает ощущение, что, пока мы читаем, другие подшивают в дело новые тома».

Добиваясь смягчения Алексею Малобродскому меры пресечения, его адвокат попросил судью Карпова приобщить к арестному делу нотариально заверенное обращение его доверителя. В нем имеющий израильское гражданство господин Малобродский заверял суд, что не будет обращаться в консульство этой страны за выдачей нового паспорта (старый документ изъят следствием) и вообще не сбежит в Израиль.

В свою очередь, адвокат Харитонов подверг сомнению доводы следствия, отметив их изначальную порочность. «Следствие долгое время утверждало, что квартира в Берлине, принадлежавшая Кириллу Серебренникову, была куплена на похищенные средства, но мы документально подтвердили: недвижимость приобрели еще в 2011 году, до начала осуществления проекта "Платформа"».

Сам режиссер заявил, что вообще не понимает претензий Минкульта. «От Минкульта не было никаких нареканий, так как спектакли принесли прибыль в 200 млн руб. А теперь говорят, что мы 130 млн украли»,— сообщил господин Серебренников, заверив суд, что не намерен скрываться. «Слава богу, большую часть проектов мои ученики смогли завершить, а фильм "Лето" даже представит Россию в Канне»,— отметил режиссер.

Кирилл Серебренников просил отпустить его под залог, который определит суд. Его подельники также просили об освобождении. Лишь Алексей Малобродский выражал надежду о переводе из СИЗО под домашний арест. В конце заседания Кирилл Серебренников поблагодарил родителей и почитателей за активную поддержку. «Спасибо вам всем!» — объявил режиссер. Публика в зале при этом заметно оживилась, а за дверьми, где смотрели видеотрансляцию, раздались бурные аплодисменты.

Алексей Соковнин

Вся лента