Театр вовлекает бизнес
В Воронеже впервые показали иммерсивный спектакль-бродилку
Вчера в воронежском ночном клубе Palazzo с аншлагом прошла премьера иммерсивного детективного спектакля «Наследники» о разделе активов между родственниками после смерти миллионера. Его поставили актриса и режиссер инклюзивного Театра равных Кристина Долгих и написавший сценарий постановки актер театра драмы имени Кольцова Андрей Щербаков, его коллеги исполнили все роли.
Премьера первой воронежской постановки в жанре иммерсивного променад-театра была представлена вчера в воронежском ночном клубе Palazzo, находящемся в здании бывшего ДК имени Коминтерна. Как рассказала „Ъ“ сорежиссер «Наследников» Кристина Долгих, замысел поставить нечто подобное у нее возник пару лет назад после новостей о московском иммерсивном спектакле «Черный русский» по мотивам «Дубровского» Александра Пушкина. Однако воплотить идею получилось только после знакомства с владельцем Palazzo Ахмедом Хадизовым. К постановке были привлечены актеры театра драмы имени Кольцова: Андрей Щербаков написал сценарий и стал одним из постановщиков, остальные исполнили все роли. На подготовку спектакля ушло около месяца, через неделю после первых сюжетных набросков начались репетиции, в процессе которых сценарий дополнялся и переписывался. Ни опыта участия в подобных проектах, ни зрительского опыта у артистов не было, кто-то и вовсе сначала согласился на предложение, а потом узнал, что такое иммерсивный театр.
Но с каноном жанра постановщики внимательно ознакомились. Перед началом спектакля все зрители надевают маски, чтобы не было путаницы между публикой и актерами, отдельно оговаривается, что никто не имеет права вступать в прямой контакт с артистами. Впрочем, и актеры с публикой никак не взаимодействуют, хотя иммерсивность такую возможность предполагает. Сюжет вертится вокруг наследников умершего миллионера Джеймса Гриффита — вдова, сын, дочь, внебрачный сын — и напоминает сразу множество кинодетективов: организаторы и не скрывали источников своего вдохновения, насытив спектакль визуальными, музыкальными и сценарными отсылками к мировому кинематографу. По завещанию миллионера доли в его компании будут равно разделены между всеми наследниками, если не будет представлено доказательств, что кто-либо из родственников по злому умыслу убил Джеймса Гриффита. Затем полтора часа наследники ищут друг у друга мотивы убийства, а зритель волен следовать за любым персонажем, к примеру присутствовать при выяснении отношений между братом и сестрой либо наблюдать за диалогом вдовы и ее любовника, следить за кем-то одним или пытаться успеть везде, обходя все комнаты. При этом так или иначе сюжет останется ясным, линии всех героев пунктирно проговариваются, и объясняется появление новых персонажей.
Так как иммерсивный театр для воронежской публики в новинку, зрителям не дают толпиться в одном месте, их к разным персонажам направляют специальные помощники. Сюжетные линии добавляют ярких красок и деталей, но порой оказываются оборванными, так что некоторые потенциальные ружья в финале не выстреливают. Несколько чуждым оказывается пространство — события вроде бы происходят в особняке миллионера, но никак не задекорированная барная стойка в центре основного помещения ночного клуба домашнюю атмосферу развеивает. Кроме того, постановщикам не хватило отдельных комнат, поэтому главный зал Palazzo поделен на несколько зон, так что присутствовавшие при одной сцене прекрасно слышали диалоги персонажей из другой.
Но эти огрехи не помешали восторгу публики, не имевшей опыта такого погружения в театральный процесс. Теперь же у воронежского зрителя появилась не одна возможность опробовать иммерсивные постановки. Новый театр при Доме актера уже представил спектакль «Внутри», где актеры и зрители в тесном кругу выплескивают эмоции, а на 12 мая запланирована схожая с «Наследниками» премьера — черную версию пьесы Бориса Акунина «Инь и Ян» актеры драмтеатра при участии коллег из других театров покажут в гостиничном комплексе в Семилукском районе под Воронежем. В ней наследство миллионера и коллекционера восточных редкостей делят племянница и племянник, а разбирается в ситуации Эраст Фандорин.
Организаторы и постановщики интерес к таким проектам объясняют не только новым опытом. «Есть идея подружить рынок и театр, кошелек и искусство», — рассказал Андрей Щербаков. Судя по «Наследникам», коммерческие перспективы у таких проектов есть. По сравнению с линейными постановками у иммерсивных больше интереса к повторному посещению, так уловить все сюжетные линии в полном объеме за один просмотр невозможно. Однако иммерсивный театр требует и солидных инвестиций, и подготовки. Просто распределение зрителей и актеров по разным комнатам без работающих на атмосферу декораций и глубокого сюжета несколько напоминает игры ролевиков и грозит обернуться одноразовым аттракционом.