Творческий метод
Ожившие стены Пьера Бонфия
Художник Пьер Бонфий наделен особым восприятием жилого пространства. Стены дома он видит как холсты, на которых создает свои необычные произведения. Для него принципиально важно, чтобы его полотна не пылились в сейфах и запасниках, а были частью интерьера, фоном для жизни обитателей дома.
Француз работает в авторской технике, смешивая на поверхности не только краски, но и измельченный в крошку металлический порошок — чаще бронзовый, добавляя в исходную массу и природные материалы — песок, землю, жухлую листву. За счет этого покрашенные поверхности получаются шероховатыми, со сложной фактурой. Для бренда Loro Piana, когда эта марка пригласила художника оформить свой бутик в Париже, Бонфий при помощи художественной печати воспроизвел на стене фактуру кашемировой ткани. Бюро Atelier Pierre Bonnefille занимается и разработкой предметов интерьера, которые выпускаются ограниченным тиражом. Кроме того, Бонфий создал эксклюзивные варианты отделки мебели для французского дома Christian Liaigre. К сотрудничеству художника приглашают и известные архитекторы — недавно он закончил работу над совместным проектом с Кенго Кумой. В Москве в рамках персональной выставки он представил сразу две серии своих художественных работ — на этот раз в виде обрамленных полотен.
— Где вы обучались живописи?
— Я окончил парижскую Ecole des Arts Decoratifs. Начал с того, что открыл маленькую студию, где выставлял свои работы для узкого круга друзей. Тогда, как, впрочем, и сейчас, я был поглощен экспериментами. Чтобы точнее передать оттенки земли, песка, воды, листвы, я стал собирать свою собственную коллекцию природных материалов, которые использовал как "шпаргалки". Будь то камень, подобранный в путешествии, или горстка песка, привезенная с моря,— образцы до сих пор хранятся в моей лаборатории.
— Расскажите о технике, которую вы применяете, оформляя интерьеры.
— После того как я выставил свои работы несколько раз, появились первые заказы. Среди них было предложение от декоратора Оливье Гарнье оформить стены Cafe Marly в Лувре. Задача была не просто расписать поверхность, а любым способом "оживить" ее. Сделать так, чтобы стена перестала восприниматься как глухая, плоская. Чтобы добиться этого эффекта, я пробовал смешивать золу, пепел, краски. После этого проекта ко мне стали все чаще обращаться с тем же запросом. Что из этого получилось, можно увидеть, например, в парижских бутиках Cartier, Hermes, Loro Piana. Для каждого магазина я придумал свою историю.
— Вам заказывают работы для частных домов и квартир?
— Да, последний раз такой проект у меня был с архитектором Кенго Кумой. Дом находится в необычайно живописном месте — у подножия горы Фудзи. И это соседство было немаловажным, окружающая природа — то, что вдохновляет меня в первую очередь. Мы закончили работу полгода назад, а эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами.
— Какие работы вы привезли в Москву?
— Две художественные серии. Одна называется Furoshiki ("Платок") и посвящена искусству японской упаковки. Сюжет этих картин воспринимается как абстракция, на самом деле он вполне реалистичный. Я изобразил на бумаге завернутые в ткань небольшие предметы. Ты не видишь, что находится внутри, и это добавляет работам недосказанности. Рисунок нанесен при помощи полированного стального шпателя. Фактура — карбон или бронза. Вторая серия под названием Bronze Paintings имитирует солнечные блики на воде. Основа полотна — металлическая сетка, поверх нее я наносил состав с примесью бронзового порошка.
— Эти работы обрамлены — то есть их можно повесить в интерьере как картины?
— Совершенно верно. Но я обычно комбинирую художественные работы с росписью. Важно, чтобы фон был уместен. Например, в парижском офисе компании Clifford Chance я повесил Bronze Paintings, расписав предварительно не только стены, но и потолок.
— Тренируетесь ли вы в росписи на стенах у себя дома?
— Не так часто, как хотелось бы, зато дома у меня больше мебели по моему дизайну. В Париже ее представляет галерея Leclaireur, это лимитированные серии по восемь экземпляров. Я даже пытался изобразить что-то вроде каллиграфии на поверхности столов.
— Как организован творческий процесс? Вы работаете в студии один, без ассистента?
— В моем парижском офисе 20 человек. Из них двое — графические дизайнеры. Мы не всегда сразу предлагаем 3D-визуализацию проекта, иногда достаточно эскиза, сделанного от руки. Следующий шаг — эксперименты в лаборатории, где создается формула уникального состава для конкретного случая. Она почти всегда отличается. Все техники, которые я использую, придуманы мною. Это чистый экспромт, и он создается каждый раз в единственном экземпляре.
Работы Пьера Бонфия в Москве представляет шоу-рум Fifth Avenue.