Грузовики не пустят к Крымскому мосту

Структура Минтранса сорвала проект по транспортной безопасности

Как выяснил “Ъ”, проблемы с оборудованием для транспортной безопасности Крымского (Керченского) моста расширились. Теперь они касаются не только автоподходов, но и автомобильной части самого моста. Госзаказчик, ФКУ «Упрдор "Тамань"» требует 22,5 млн руб. с Управления ведомственной охраны (УВО) Минтранса за неисполнение контракта на 4,5 млрд руб. Завершение работ намечено на конец апреля, но проект еще даже не одобрен Главгосэкспертизой. В результате сроки запуска движения грузовиков по мосту, уже отложенные на осень, могут дополнительно затянуться.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Как следует из данных сайта госзакупок, ФКУ «Упрдор "Тамань"» (подведомственно Росавтодору), госзаказчик проектирования и строительства Крымского моста, требует с УВО Минтранса 22,5 млн руб. за «систематические нарушения» обязательств по госконтракту по обеспечению транспортной безопасности автомобильной части моста. Для организации транспортной безопасности рядом с мостом должны быть выделены охраняемые территории, на которых будут построены сооружения с системами досмотра, фото- и видеонаблюдения, идентификации, сбора, обработки и передачи информации, пожарной безопасности, охраны и т. д.

Строительство мостового перехода началось в феврале 2016 года после заключения Главгосэкспертизы и разрешения на строительство от Росавтодора. Общая стоимость — 228 млрд руб., генподрядчик — ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Первоначально открытие автомобильной части моста было намечено на конец 2018 года, железнодорожной — в 2019 году. Но в марте Владимир Путин заявил, что автомобильное движение откроется через несколько месяцев. Аркадий Ротенберг не исключал, что автомобильную часть могут сдать после 9 мая.

Как уточняется в материалах госзакупки, контракт на инженерные изыскания, проектирование и оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности моста за 4,5 млрд руб. был заключен с УВО Минтранса в феврале 2017 года. Срок исполнения — 30 апреля 2018 года. Но подрядчик не устранил все замечания, проект еще не получил одобрения Главгосэкспертизы (туда он должен был поступить до 1 марта). Проектная документация подлежала корректировке, но ФКУ этого не сделало. В итоге УВО Минтранса не может ни начать работы по автодорожной части, ни «обеспечить их завершение до 30 апреля».

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Без этого грузовое движение по мосту будет полностью блокировано, поясняют источники “Ъ”, знакомые с проектом. Представитель Аркадия Ротенберга отказалась от комментариев, отметив, что это «не их тема». В ФКУ «Упрдор "Тамань"» и УВО Минтранса не ответили “Ъ”. В аппарате курирующего Крым вице-премьера Дмитрия Козака перенаправили запрос в Минтранс, где напомнили, что движение легкового транспорта и автобусов по мосту будет открыто в мае (это сообщал еще в среду ТАСС глава Крыма Сергей Аксенов). Безопасность объекта будет обеспечена в необходимом объеме, заверяют в Минтрансе, движение грузовиков по мосту организуют до конца года. Такой же комментарий дали и в Росавтодоре. Господин Аксенов добавлял, что досмотровые комплексы для грузовиков будут поставлены лишь к сентябрю.

В декабре 2017 года РБК сообщал о проблемах с транспортной безопасностью автоподходов к мосту со стороны Керчи. Этот контракт на 2,07 млрд руб. заключен между Службой автодорог Крыма и УВО Минтранса 28 февраля 2017 года. Сергей Аксенов просил Дмитрия Козака и министра транспорта РФ Максима Соколова разобраться с отставанием от графика по этим работам. Через несколько дней после публикации правительство перенесло сроки по контракту с 30 апреля на 30 сентября. Как говорится на сайте Росавтодора, ввод развязок автоподхода со стороны Тамани состоится в четвертом квартале 2018 года.

Старший юрист практики «Стратегия и операционная эффективность» «НЭО Центра» Александр Киреев замечает, что «нарушение сроков контракта подрядчиком в соответствии с 44-ФЗ достаточно для расторжения контракта» в одностороннем порядке, подрядчик должен вернуть все перечисленные ему средства. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает поиск нового подрядчика непростой задачей в связи с высоким уровнем ответственности и рисков и полагает, что, скорее всего, до расторжения контракта дело не дойдет: «Срыв сроков будет очень болезненным для заказчика».

Анастасия Веденеева

Фотогалерея

Как строят Крымский мост

Смотреть

Вся лента