Billa нашла «Я любимого»
Немецкий ритейлер купил российского конкурента
Принадлежащая Rewe Group продуктовая сеть Billa купила сеть магазинов «Я любимый». Сумма сделки могла составить 3–4 млрд руб. при условии, что сеть была куплена целиком.
Принадлежащая Rewe Group сеть Billa купила сеть магазинов «Я любимый», рассказали два источника “Ъ”, знакомые с планами компании. Переговоры с Billa шли с прошлой осени, знает другой источник “Ъ”. По его информации, собственники сети «Я любимый» готовы были продать ее только целиком. Поэтому, уверен он, если сделка закрыта, то Billa — единственный покупатель. В Billa не комментируют ситуацию. Представитель сети «Я любимый» на момент написания статьи не ответил на запрос “Ъ”.
Сделка еще не закрыта, переговоры также ведутся с X5 Retail Group, говорит еще один собеседник “Ъ”. В пресс-службе X5 эту информацию опровергают. Там же добавили, что эксперимент по созданию кобрендинговых магазинов с сетью «Я любимый» был завершен по инициативе контрагента X5. Последний объект с вывеской «Я любимый Перекресток» был закрыт в середине февраля 2018 года, рассказал представитель компании. Пилотный проект «Я любимый Перекресток» длился чуть более года, в нем приняли участие шесть магазинов.
Сеть магазинов «Я любимый» основана в 2010 году. Ею управляет ЗАО «Аматус». По данным «СПАРК-Интерфакс», компанией поровну владеют «Росина Холдингс С.А» и «Эндиго Индастриз С.А.», обе зарегистрированы на Британских Виргинских островах. По данным Forbes, сеть супермаркетов «Я любимый» входит в «Илар» Ильи Евдокимова и Армена Симоняна. Гендиректор сети — Гаяне Варданян. Тем не менее гендиректор ЗАО «Аматус» (головная компания ритейлера) Гаяне Варданян в официальном письме РБК отрицала, что ЗАО «Аматус» входит в какую-либо группу или аффилирована с Ильей Евдокимовым и Арменом Симоняном.
По данным «Infoline-Аналитики», по состоянию на 31 марта 2018 года сеть «Я любимый» управляла 25 супермаркетами в Москве и Подмосковье общей торговой площадью около 30,9 тыс. кв. м. В 2017 году выручка сети выросла примерно на 1,3%, до 10 млрд руб. без НДС.
Несмотря на то что у сети существенный объем задолженности, собственники хотели выручить за нее около 3,5 млрд руб., знает источник “Ъ” в инвестиционных кругах. В случае, если сеть продана целиком, то сумма сделки могла составить 3–4 млрд руб. без учета долга, считает управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев. По его мнению, для собственников большая удача продать сеть целиком и, более того, закрыть сделку с премией, которая выше долга, особенно в текущих условиях. Покупая магазины «Я любимый», Billa получает объекты в хороших локациях, считает директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева. Объекты расположены в спальных районах вблизи станций метро и жилых кварталов. Такие помещения позволяют генерировать высокий трафик и выручку.
По данным «Infoline-Аналитики», Billa анонсировала планы открывать не менее 10 супермаркетов в год: так, в 2017-м открыто 12 новых супермаркетов в Москве и Подмосковье, в январе—марте 2018 года — шесть магазинов. По состоянию на 31 марта 2018 года сеть Billa включает 128 супермаркетов в Москве, Подмосковье и городах Центрального федерального округа общей торговой площадью около 111,5 тыс. кв. м.
Начиная со второго квартала 2017 года и вплоть до первого квартала 2018 года включительно у сети «Я любимый» возникли операционные проблемы, которые привели к ухудшению ассортимента свежих продуктов и, соответственно, снижению конкурентоспособности и сокращению трафика, прокомментировал генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Более того, с третьего квартала 2017 года у сети были отрицательные показатели LFL (сопоставимые продажи), поэтому продажа бизнеса в целом была ожидаемой, считает он. По мнению господина Бурмистрова, стоимость сделки по передаче пула договоров долгосрочной аренды не превысила 600 млн руб. В 2017 году был открыт один супермаркет и закрыто три супермаркета сети в Москве и подмосковных Люберцах. В январе—марте 2018 года было закрыто два супермаркета «Я любимый Перекресток».
По данным картотеки арбитражных дел, с начала 2018 года к ритейлеру уже было подано 74 иска на 169 млн руб., которые преимущественно связаны с неисполнением обязательств по договорам поставки.