Челябинску обрисовали набережную
Московская компания готова реконструировать берег реки Миасс за 1,3 млрд рублей
ЗАО «Управляющая компания “РВМ Капитал”» (Москва) на 15 лет намерена взять в концессию территорию набережной реки Миасс в центре Челябинска. Компания планирует создать единое пространство с велосипедными дорожками и зелеными ограждениями, а также благоустроить примыкающий к территории Сквер искусств. Стоимость проекта оценивается в 1,3 млрд руб., из них три четверти планируется привлечь в качестве займа. Проект будет связан со строительством на набережной здания конгресс-холла к саммитам ШОС и БРИКС в 2020 году и выполнен в единой концепции с ним. Сроки реализации проекта инвестор пока не называет.
ЗАО «Управляющая компания “РВМ Капитал”» (Москва) представила проект реконструкции набережной реки Миасс в центре Челябинска приблизительной стоимостью 1,3 млрд руб. Многофункциональная зона станет логическим продолжением конгресс-холла, который должен появиться к моменту проведения в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС (2020 год). По словам руководителя группы проектных активов «РВМ Капитал» Алексея Павлюка, главная задача строительства набережной — «создание комфортной пешеходной инфраструктуры, дополнительной точки притяжения для жителей города».
В рамках проекта набережная начинается от улицы Кирова и заканчивается зоной стыковки с конгресс-холлом. Также в периметр проекта входит будущий Сквер искусств — сейчас на этой территории ведется демонтаж незаконных конструкций. На участке усилят озеленение, создадут дорожную сеть, установят объекты инфраструктуры, а также отреставрируют объект культурного наследия (дом Колбина).
На набережной планируют создать велосипедную инфраструктуру (зимой трансформируется в каток), обустроить современную сеть общественных пространств, настроить на территории набережной и сквера Wi-Fi, а также нестационарные пункты питания по примеру Дубая — стилизованные вагончики из дерева и стекла. Также планируется организация детского центра. По берегам реки Миасс высадят крупномерные деревья, создадут зеленое ограждение по улице Труда, при этом заборы устанавливаться не будут. «Запланирован только один парапет, который будет отделять пешеходную и велосипедную зону от реки. Для ограничения тех или иных зон мы будем использовать все-таки деревья. У нас нет задачи, условно говоря, построить набережную в граните, мы хотим создать именно дополнительную точку притяжения для жителей города»,— рассказал господин Павлюк.
Сегодня инвестор намерен подать частную инвестиционную инициативу в комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Челябинска, который будет рассматривать ее в течение месяца. Если городские власти одобрят проект (либо одобрят его с измененными условиями), компания перейдет к этапу публикации. «Дальше мы ждем 40 дней, может быть, кто-то изъявит желание проинвестировать 1 млрд руб. Я, конечно, сильно сомневаюсь, но почему бы и нет?» — отметил господин Павлюк. По истечении 40-дневного срока публикации инвестор должен подписать концессионное соглашение, после чего получит юридическое основание для выхода на площадку и начнет вкладывать «основной массив денег». «Тем не менее, мы, возможно, опережая события и беря на себя дополнительные риски, уже проинвестировали разработку концепции набережной, которая в течение полугода утверждалась на уровне губернатора области. Далее — этап проектирования. Две недели назад было 70% готовности, думаю, сейчас 75–80% уже завершено. Помимо прочего, мы контролируем часть подготовительной работы на строительных площадках. После подписания соглашения на этот строительный сезон планируем сделать отсыпку, окончательно сформировать береговую линию, разобраться с парковочной ситуацией»,— сообщил господин Павлюк. Он уточнил, что парковкам у береговой линии придется «потесниться». Кроме того, компания проведет работы по подготовке материалов, необходимых для строительства. Сроки реализации проекта представитель «РВМ Капитал» затруднился назвать.
Сейчас инвестор ведет переговоры с министерством экономического развития Челябинской области и крупными банками для привлечения заемных средств. По словам Алексея Павлюка, компания вложит только 20–30% от необходимого объема инвестиций (около 200–300 млн руб.). Инвестор полагает, что к моменту подписания концессионного соглашения компания получит решения кредитных комитетов об определении необходимого объема финансирования. По концессионному соглашению «РВМ Капитал» возьмет территорию на 15 лет, инвестиции компания планирует возвращать с помощью сдачи в аренду площадок под нестационарные пункты питания. Также организация будет получать дотации из областного бюджета.
Директор хозпартнерства «Конгресс-холл» Виталий Передерий утверждает, что возводимая ими набережная будет логическим продолжением набережной, спроектированной «РВМ Капитал». «Она начинается от начала острова и примерно до транспортной развязки и от улицы Береговой до забора по левому берегу. Конструкция набережной такая же, как и у инвестора, — с гранитной облицовкой и парапетом»,— рассказал господин Передерий. Территория конгресс-холла, по его словам, будет благоустроена также в комплексе, перед зданием создадут пешеходную площадь, а локации у здания, набережной и сквера будут «перетекать одна в другую».
Кроме того, у городских властей есть планы по развитию территории за конгресс-холлом, транспортной развязкой и противоположного берега. «Мы обсуждаем вопрос нашего участия в этих проектах, чтобы не было такого ощущения, что с одной стороны — частный проект, красивый конгресс-холл, а дальше вы прошли и попали в бедную страну»,— объяснил господин Павлюк. Также создание единой пешеходной зоны от Кировки и до третьей очереди автомобильной развязки предусматривает создание подземного перехода, который будет выводить к краеведческому музею и к набережной. Выходы обещают сконструировать для удобства маломобильных групп граждан — с понижением части спуска и подъема. Работы и финансирование проекта возьмут на себя городские власти.
Челябинский урбанист Лев Владов отказался комментировать проект, сославшись на занятость и незнание деталей. Директор ГК «Элефант», член Союза дизайнеров России Михаил Смирнов в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметил, что реконструкция набережной в любом виде будет полезна для Челябинска, поскольку сейчас территория «не благоустроена совсем и напоминает помойку». «Такие проекты замечательны на словах, но на деле всегда что-то новое появляется, что-то важное исчезает. Необходимо понять, для какой категории граждан это делается, и еще важно, будем ли мы идти вперед лицом или затылком. Использование гранита — это “про вчера”, сейчас актуальны более простые материалы, территории, предназначенные для активной жизни с трассами и перепадами по высоте. Или это будет поребрик по примеру того, что у краеведческого музея, возле которого никто не ходит? Если там будет классный блошиный рынок, картины, велодорожки, свет, пространство для активного отдыха — тогда да, там захочется гулять»,— считает господин Смирнов. Он также добавил, что «ценность такого проекта — в мелочах», к примеру, грамотное освоение пространства может спасти от забвения первую городскую электростанцию. «Это очень красивое промышленное здание, которое содержит элементы и модерна, и неоготики. При создании сквера это здание откроется и засияет, как бриллиант»,— прокомментировал эксперт, отметив, что «в целом набережную реки Миасс нужно завязывать, реконструировать от жилого комплекса Academ Riverside до Ленинградского моста», чтобы создать единое, гармоничное пространство, которое захочется пройти пешком.