Поддать пару
Французская штучка из русского сарая
Русский язык пока еще не разродился словом для такого явления, как "барнфайнд", что в переводе означает "гаражная находка". Так называют старинный автомобиль, найденный в заброшенном сарае или гараже. В основном "барнфайнды" распространены в Европе, что напрямую связано с трепетным отношением к чужой частной собственности и с наследственным правом: осиротевший гараж может стоять нетронутым десятилетиями, пока не объявится законный владелец.
У нас такое представить невозможно: вряд ли кто-то даст простаивать в гараже оставшимся от дедушки "Жигулям" или "Волге". Тут же оприходуют. А найти автомобиль, попавший в Россию еще до революции, и вовсе кажется чем-то немыслимым, однако и такой случай недавно произошел: в одном из сараев Всеволожского района Ленинградской области обнаружился паровой автомобиль французской марки Gardner-Serpollet, изготовленный в самом начале ХХ века. Удивителен и сам факт находки, и то, что паровик сохранился в первозданном виде. Видимо, его двигатель оказался слишком экзотичным для советской действительности: неисправную паровую машину не смогли привести в рабочее состояние, и "Гарднер-Серполле" задвинули в сарай. Как оказалось, на многие десятилетия.
Для езды по городу
А вот сто лет назад паровики считались серьезными конкурентами "бензиновым экипажам". Особенно если они были марки Gardner-Serpollet, ведь в них применялся не громоздкий и взрывоопасный паровой котел, а парогенератор в форме змеевика. Вырабатываемый им пар поступал в цилиндры паровой машины, связанной через понижающий редуктор с задним мостом, - и никакого сцепления с коробкой передач. Скорость регулировалась количеством подаваемой воды. Обслуживание было автоматическим: вода в парогенератор и керосин в горелку закачивались насосами, работавшими от самой паровой машины. Только при подъеме на горку водитель при необходимости мог добавить воды ручным насосом, рычаг которого находился с правой стороны. Автоматизм в конструкции Серполле довел до такого совершенства, что даже при остановках керосиновая горелка сама переходила в "режим ожидания", оставляя лишь небольшой огонек для поддержания змеевика в нагретом состоянии. Отработанный пар поступал в "холодильник" в виде трубок, где превращался обратно в воду, которая снова шла в дело - этим Серполле избавил водителя от необходимости доливать воду во время поездок и еще от шлейфа пара позади автомобиля.
Gardner-Serpollet Type D относился к типу легких колясок, мощность его паровой машины определялась в 5-6 л. с., а запаса керосина и воды хватало на четыре часа езды. Максимальная скорость составляла около 40 км/ч. "Такая коляска вполне достаточна для езды по городу и для не очень гористой местности", - писал журнал "Самокат" в 1901 году.
Под градом насмешек
"Паровые коляски в том виде, как они построены Serpollet, имеют большую будущность в России". Это снова цитата из "Самоката", впрочем, это был уже не прогноз, а констатация факта. Особенно они оказались популярны среди представителей дома Романовых: паровики приобрели великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Оба одновременно являлись любовниками Матильды Кшесинской, и не исключено, что и балерина тоже оценила продукцию Серполле в действии. Кстати, у более молодого Андрея Владимировича и автомобиль был мощнее и быстрее. Такой же купил себе и его брат Борис Владимирович, а еще великий князь Дмитрий Константинович и принц Ольденбургский.
Министр императорского двора барон, а впоследствии граф Фредерикс заказал как минимум три Gardner-Serpollet. На одном из них Фредерикс пытался как-то покатать Николая II, но из этой затеи ничего не вышло: "Тогда граф предложил царю - дело было в воскресенье после завтрака - прокатить его на машине. Его Величество согласился, правда, без особого энтузиазма. Не успели мы отъехать, как наш автомобиль сломался. Пришлось послать за лошадьми, чтобы оттащить машину в гараж. Очутившись под градом насмешек, граф отказался от своего намерения катать царя".
К слову, Фредерикс катал царя на Gardner-Serpollet Type D, и не исключено, что найденный в прошлом году паровик мог принадлежать как раз ему. Пока что история экземпляра номер 140 окружена тайной, а раскрыть ее помогут сохранившиеся во Франции архивы Серполле. Сама фирма Gardner-Serpollet прекратила существование в 1907 году со смертью Леона Серполле.
Обнаружение очередного Gardner-Serpollet - целое событие, и найденный в Ленобласти экземпляр Type D не стал исключением. Паровик выкупили у прежних владельцев, привезли в Москву, отмыли и отчистили. Вряд ли "Гарднер-Серполле" ожидает реставрация: найденные в таком состоянии "барнфайнды" стараются сохранить том виде, в котором нашли. Сейчас паровик экспонируется в галерее ресторана La Colline на Рублевке: кроме блюд французской кухни посетителям предлагают познакомиться и с техническими артефактами прошлого. Такие вот изыски.
Леон Серполле всю жизнь занимался паровыми автомобилями, а его первая конструкция, созданная в 1887 году, была трехколесной. На первых порах ее даже выпускала фирма Peugeot, но потом отказалась в пользу автомобилей с бензиновыми двигателями, а Леон Серполле продолжил делать паровики совместно с американцем Фрэнком Гарднером.