Пираты запутались в сети
В России растут доходы легальных онлайн-сервисов
Объем творческой индустрии в России увеличивается, чему в немалой степени способствует борьба с пиратством. Едва ли не наибольший рост показали легальные аудиовизуальные сервисы, аудитория которых за пять лет удвоилась. Более того, прошедший год стал первым, когда доходы онлайн-кинотеатров от пользовательских платежей превысили рекламную выручку.
Общий объем российской творческой индустрии в 2017 году составил 1,8 трлн руб., рассказал на IPQuorum 2018 гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов. К творческим индустриям он относит те, в которых основным фактором спроса являются результаты творческой интеллектуальной деятельности, в частности концерты, шоу, кино, продажа носителей контента, аудиовизуальные сервисы, СМИ и т. д. По данным InterMedia, объем индустрии в 2017 году увеличился на 2%.
По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, рынок видео, музыки, игр и электронных книг за шесть лет вырос в девять раз, с 8 млрд до 70 млрд руб. Одним из наиболее динамично растущих сегментов творческой индустрии стали легальные аудиовизуальные сервисы. Число пользователей онлайн-кинотеатров за последние пять лет выросло с 20 млн до 40 млн человек, рассказал господин Волин. Почти половина этой аудитории приходится на сервисы, работающие по рекламной модели: их пользователи не платят деньги за просмотр, поскольку платформы монетизируются за счет показа рекламы. За те же пять лет число людей, предпочитающих платить за видеоконтент, увеличилось более чем в шесть раз, с 4 млн до 25 млн человек. Столь существенный прирост свидетельствует о том, что неготовность россиян платить за пользование контентом — заблуждение, уверен господин Волин. Пользователи готовы отдавать разумные деньги легальным сервисам.
Россияне готовы платить за контент — это подтверждают и результаты исследования "ТМТ Консалтинг", опубликованного в начале апреля. По данным аналитиков, прошедший год стал первым, когда доходы онлайн-кинотеатров от рекламной модели оказались ниже, чем от платной. На рекламе сервисы заработали 3,21 млрд руб., что на 31% больше, чем годом ранее, а доходы от платной модели выросли на 91%, до 4,47 млрд руб. Соотношение рекламной выручки и пользовательских платежей по итогам 2017 года составило 42% и 58% соответственно.
Пиратство свойственно не только онлайн-отрасли, обращают внимание эксперты. Так, согласно данным BrandMonitor, в 82% крупных торговых центров Москвы и Санкт-Петербурга торгуют контрафактом.
С 2010 года в рунете ведется активная борьба с пиратством, а в 2015-2016 годах началась массовая блокировка пиратских сайтов, напомнил на IPQuorum 2018 гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов. Пиратские сервисы сохраняют незначительную лояльную аудиторию, но большинство людей после блокировки уходит, отметил он. Как подчеркнул Алексей Волин, борьба с пиратством, которую ведет Минкомсвязь, направлена не против пользователей, а против пиратов, которые зарабатывают на размещении нелегального контента. Ведомству часто указывают на то, что, несмотря на блокировку, на пиратские сайты все равно можно попасть, однако задача министерства — не закрыть такой ресурс, а лишить его источников монетизации: при значительном сокращении аудитории, к которой приводит блокировка сайта, отсекается большинство рекламодателей, пояснил Алексей Волин.
Ранее в Минкульте предлагали ввести ответственность для пользователей за просмотр пиратского контента, однако в итоге ведомство отказалось от этого, рассказал замминистра культуры Александр Журавский. Кроме того, Минкульт заявлял о планах удалять ссылки на пиратские сайты из выдачи поисковиков. О важности работы с поисковыми системами говорит и продюсер Сергей Сельянов: "Нам необходима помощь государства, в первую очередь в работе с соцсетями и поисковиками". При поддержке Минкомсвязи продюсеры начали выстраивать отношения с соцсетями и тестировать технологию цифрового отпечатка. После внедрения этой технологии контент можно будет монетизировать, и продюсер надеется, что "ВКонтакте" по объему доходов сможет соперничать с YouTube на территории России.
Бороться с пиратством правообладателям поможет Национальный реестр интеллектуальной собственности (НРИС), об этом рассказала заместитель гендиректора компании Валерия Брусникина. Летом заработает промышленный вариант первой версии платформы с возможностью депонирования объекта интеллектуальной собственности, возможностью демо-доступа к объекту и т. д. Осенью НРИС планирует реализовать второй этап проекта, который будет включать автоматизированную антипиратскую защиту объектов. В НРИС можно будет размещать различные объекты интеллектуальной собственности, в том числе музыку, аудиовизуальные произведения, тексты и 3D-модели.
Доходы творческих индустрий в 2016-2017 годах
|
Данные агентства Intermedia.