Спасти рядового РАО
Как блокчейн меняет модель управления авторскими правами
Блокчейн позволит перейти к новой модели взаимоотношений между производителями и потребителями контента и приведет к децентрализованному управлению авторскими правами, считают эксперты. Сейчас в России управление авторскими правами осуществляется в основном на коллективной основе: аккредитованные государством общества собирают отчисления и перенаправляют их авторам. Однако с помощью цифровых технологий авторы получают возможность самостоятельно депонировать и управлять своими произведениями — организации же по коллективному управлению авторскими правами и смежными правами смогут заниматься сиротскими произведениями, авторы которых не отслеживают судьбу своего творчества.
Блокчейн-технологии открывают новые возможности для управления авторскими правами. Так, платформа IPChain позволяет внедрить цифровые описания объектов, "умные" контракты, цифровой нотариат — благодаря этому отношения между участниками рынка выйдут на новый уровень, а рынок интеллектуальной собственности значительно вырастет, отмечал ранее президент ассоциации IPChain Андрей Кричевский.
Сейчас в России системообразующими участниками рынка интеллектуальной собственности являются организации по коллективному управлению авторскими правами и смежными правами (ОКУП), аккредитованные Министерством культуры. Всего их четыре: Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Российский союз правообладателей (РСП) и некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). РАО и ВОИС собирают отчисления в пользу авторов и исполнителей с ресторанов, телеканалов, театров, радиостанций, концертных организаций, РСП занимается сборами в пользу исполнителей, сценаристов и продюсеров, а УПРАВИС управляет правами на предметы изобразительного искусства и авторские рукописи. Все они выполняют роль посредника между авторами и пользователями, а самим авторам раньше было довольно трудно защищать права на свои произведения без их участия.
Однако в последние годы такой метод управления вызывал немало споров. С каждым годом становилось все более очевидным, что институт коллективного управления правами, который эффективно решал задачи посредничества между создателями творческого продукта и его потребителями в аналоговую эпоху, должен уступить место "беспилотным" цифровым сервисам, которые позволят правообладателям за доли секунды доставлять контент аудитории и обеспечат выплату роялти.
Вопросы системной трансформации сферы коллективного управления авторскими и смежными правами широко обсуждались на площадке международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2018. "Пожалуй, впервые участвую в подобном форуме на правах полноправного участника. Рад тому, что СМИ приглашены не только как информационные партнеры, но и как участники процесса обсуждения проблем интеллектуальной собственности. Телеканал РЕН ТВ и МИЦ "Известия" являются не только крупнейшими потребителями идей (именно они лежат в основе любого объекта интеллектуального права), но и крупнейшими генераторами таких объектов,— сообщил заместитель генерального директора по продюсированию телеканала РЕН ТВ Михаил Тукмачев.— На данный момент существует ряд проблемных моментов во взаимодействии СМИ с обществами по коллективному управлению правами. В частности, стоит отметить, что отсутствует прозрачный и единый для всех СМИ механизм определения размера платежей в ОКУП. Сегодняшние правила никак не учитывают реальный объем использования объектов интеллектуальной собственности. А отталкиваются от объема дохода СМИ. Надо сказать, что прямой связи между этими величинами нет. Кроме того, ОКУП управляют правами не всех авторов: некоторые из них отказываются от управления их правами. К тому же нет полной базы/реестра авторских произведений. Это не весь перечень вопросов, которые требуют урегулирования — при работе в данном направлении у ТВ-СМИ возникает большое количество трудностей".
Большинство этих проблем могут решиться с переходом на цифровые сервисы, с помощью которых правообладатели смогут самостоятельно выгружать свои произведения, получать отчеты об их использовании и отслеживать трансакции. В результате это даст возможность перехода к децентрализованному управлению авторскими правами. Цифровизация позволяет решить и проблему доступа к образовательному, культурному контенту, минимизировать временные и трансакционные издержки,— указывал на IPQuorum замминистра культуры Александр Журавский.
"Наверное, век обществ по коллективному управлению правами в том виде, в котором они существовали долгое время, подходит к концу",— полагает Андрей Кричевский. Управлять правами индивидуально становится легко: те авторы, которые занимают активную жизненную позицию, хотят зарабатывать деньги и предопределять судьбу своих произведений, могут это делать, даже не имея специальных познаний. ОКУП же, вполне вероятно, найдут свое будущее в сегменте сиротских произведений, считает господин Кричевский, то есть они смогут заниматься теми произведениями, авторы которых не следят за их оборотом. И эта проблематика способна "спасти рядового РАО", заключил он.
Глава РАО Максим Дмитриев признает, что технологии шагнули далеко вперед и инструменты коллективного управления в сфере интеллектуальной собственности постепенно исчерпывают себя. "Актуальность приобретают цифровые сервисы, например B2B музыкальный плеер "Фонмикс", который РАО использует для получения автоматизированной отчетности при публичном исполнении музыки. Аналогичное решение может быть использовано и в сфере радио и ТВ",— рассуждает он.
Сейчас решается вопрос с юридическим регулированием таких отношений. Как рассказал председатель правления Фонда "Сколково" Игорь Дроздов, в рамках программы "Цифровая экономика" в ближайшие два года планируется разработать и внести на рассмотрение в Госдуму более 50 законопроектов. В первую очередь должен быть принят законопроект об обороте данных и вопросах идентификации при совершении сделок. По словам господина Дроздова, принятие таких законов позволит избавиться от бумажного оборота во взаимоотношениях с юридическими лицами. При этом Андрей Кричевский отметил, что, по его мнению, на данном этапе внедрение проекта IPChain не требует внесения каких-либо изменений в законодательную базу.
Переход к новой модели управления интеллектуальными правами, построенной на новейших цифровых технологиях, возможен уже в течение полутора лет, заявлял ранее Андрей Кричевский. Ключевым в этой модели будет принцип прямой сделки между производителем контента и потребителем.