Первая жертва EDM
Умер DJ Авичи
Шведский диджей и продюсер Тим Берглинг, известный под сценическим именем Avicii (Авичи) скончался в Омане, где, вероятно, находился с гастролями. Причины смерти 28-летнего артиста пока не объявлены, с большой вероятностью можно предположить, что его здоровье сильно пошатнулось вследствие злоупотребления алкоголем, которое сопровождало активную гастрольную жизнь. В 2016 году ему даже пришлось заявить о прекращении концертной деятельности, но вряд ли жизнь забросила его в Оман по каким-то иным причинам.
Том Берглинг был символом новой волны EDM — Electronic Dance Music, части поп-культуры, предполагающей сплетение клубной танцевальной музыки, поп-мелодий и грандиозных многолюдных шоу.
Первую запись под именем Avicii он выпустил в 2007 году. Он не был композитором в полном смысле слова. Скорее, он был частью той культуры, в которой сегодня ты сэмплируешь забытого певца 1960-х, а завтра новая эстрадная звезда берет твой сэмпл за основу своего нового шлягера. Все сэмплируют всех, создавая бесконечный круговорот осколков и обрезков чужой музыки, в котором рождаются хиты.
В той же части спектра находилась музыка Дэвида Гетты, совместный трек с которым «Sunshine» принес Авичи номинацию на «Грэмми» в 2012 году. В треках Дэвида Гетты звучали мужские и женские голоса, но основой его живых выступлений был мощный звук и яркий свет, а в центре композиции находился человек за вертушками, суть работы которого до сих пор вызывает недопонимание. Он не пел, не играл на инструментах, далеко не всегда сочинял мелодические крючки и находился в тени большой студийной бригады. На выступлениях перед публикой ему нужно было лишь «дирижировать» аудиторией. В этом смысле Авичи шел по стопам Дэвида Гетты.
Сингл Авичи «Wake Me Up» (2013), ставший переломным для его карьеры, был создан гитаристом группы Incubus Майком Айнцигером, который придумал простую последовательность аккордов, и американским соул-музыкантом по имени Алоэ Блэкк, который записал вокал и придумал текст.
«Wake Me Up» начинается с вполне динамичного боя гитары, легко запоминающегося куплета и ударного припева, кажется, в песне уже все случилось. Автор этих строк не раз видел, как молодые люди поют ее просто под гитару. Собственно, в традиционном виде она выпущена на собственном альбоме Алоэ Блэкка.
Но роль Авичи состояла в том, чтобы, фактически, готовую и самодостаточную фолк-песню превратить в стадионный хит для рейвов. «Wake Me Up» — характерный пример того, как в эпоху стадионного EDM именно продюсер с лэптопом создает феномен гимна для многотысячных сборищ.
Роль этого персонажа такова, что в итоге массовая аудитория знает «Wake Me Up», как песню Авичи, именно его именем озаглавлен сингл.
Авичи, фактически, не столько сделал ремикс, сколько добавил песне современное танцевальное измерение. При этом он не открещивался от «акустического» происхождения песни. На фестивале Ultra Music Festival в Майами Авичи представил «Wake Me Up» в компании музыкантов — вывел на сцену Алоэ Блэкка и Майка Айнцигера, до конца не будучи уверенным в том, что рейв-аудитория примет этот эксперимент. Но все прошло отлично, и впоследствии в выходных данных его синглов в качестве приглашенных звезд значились Крис Мартин (Coldplay), Найл Роджерс, Зак Браун, Уайклеф Жан и Матисъяху, в прессе также появлялись сообщения о сотрудничестве с Джоном Бон Джови, Сержем Танкяном и Билли Джо Армстронгом (Green Day).
Тем не менее, Авичи не переквалифицировался в «живого» музыканта, «рок-альбом», о котором все говорили, так и не случился. Его шоу становилось все дороже, оставаясь в рамках феномена EDM, о котором многие говорили, как о «мыльном пузыре», имея в виду раздутые гонорары диджеев, зачастую приходивших на свое выступление лишь с флешкой в кармане.
По сути, карьера Авичи в мейнстриме уложилась в 5 лет между выпуском «Wake Me Up» и его смертью. За это время он выпустил два альбома, написал гимн футбольного чемпионата мира 2014 года, получил две номинации на «Грэмми», а также награды MTV, Echo и Billboard Music Awards. Его имя превратилось в бренд, способный, словно локомотив, тянуть вперед самые разные музыкальные идеи и служащий своего рода знаком качества. Авичи успел стать символом нового рейва, заточенного под крупные спонсорские бюджеты с диджеем-миллионером на вершине пищевой цепочки. Эта фигура до сих пор остается предметом споров: за что же платят этим молодым людям в бейсболках? Стоит ли этих денег, грубо говоря, «прямая бочка», на которую они насаживают чужую музыку? Что мы точно знаем о молодом человеке по имени Авичи («нижний уровень ада» в буддизме, как он сам пояснял), так это то, что, начиная с 2011 года часть своих растущих гонораров он регулярно отдавал в основанный совместно с его менеджером фонд House Of Hunger, ставящий целью борьбу с голодом во всем мире.