Деньги с трибун не текут

Традиции

Несмотря на огромные финансовые госвливания в спорт, многие команды и федерации в Петербурге до сих пор держатся на плаву благодаря энтузиастам. Пока чиновники рапортуют об открытии новых арен и сооружений, а затем сетуют на то, что не могут заполнить их даже наполовину, менеджеры-самоучки взваливают на себя развитие целых направлений. В больших проблемах маленького спорта разбирался Константин Петров.

Отсутствие баснословных гонораров и хайпа не мешает петербургским регбистам и керлингистам выигрывать чемпионаты

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Наличие в Петербурге двух крупных брендов ("Зенит" и СКА), а также строительство новых арен и стадиона создает впечатление, что спорт в городе едва ли не купается в деньгах. Особенно часто это можно услышать от болельщиков и специалистов из других городов, в том числе и москвичей. Но все эти проекты, включая хоккейный и футбольный суперклубы, являются скорее "инфраструктурными". На их содержание и развитие действительно выделяются значительные суммы, а вокруг них выстраиваются огромные схемы.

Так, футбольный клуб "Зенит" прирос волейбольным и баскетбольным собратьями, а ХК СКА — это целая система, состоящая из множества хоккейных команд разного возраста и уровня. При этом теперь у обоих клубов есть отличные арены, тренировочные базы, фирменные магазины, мощные маркетинговые службы и прочие составляющие, необходимые для коммерческого успеха. Но, несмотря на это, а также на обилие спонсорских контрактов, финансовую состоятельность обоих принято связывать с окологосударственными структурами и корпорациями.

Конечно, феномен "Зенита" и СКА в Петербурге не стоит объяснять только деньгами, ведь обе команды обладали армиями болельщиков еще до того, как смогли похвастаться серьезным трансферными успехами и зарплатными ведомостями. Но большинство других видов спорта, особенно командных, до сих пор остается в тени футбольно-хоккейных гигантов. Попытка сделать "Зенит" зонтичным брендом, включив в его орбиту и баскетболистов с волейболистами, безусловно, полезна для развития этих видов спорта в городе. Но все команды в Северной столице "Зенитом" не назовешь.

Регбисты, бейсболисты, ватерполисты, американские футболисты, флорболисты и представители десятков других немедийных видов спорта в Петербурге научились выживать без обильного государственного финансирования. Многие из них создают и развивают в городе не только собственные бренды, но и целые виды спорта с нуля.

По-американски

"Создавать клуб нужно, объединяя единомышленников-энтузиастов, готовых своим трудом, зачастую безвозмездно, развивать команду,— рассказывает директор клуба по американскому футболу "Грифоны" Александр Ильичев.— Безусловно, нельзя пренебрегать работой по привлечению спонсоров и взаимодействием с государственным органами, особенно если в городе уже есть Федерация американского футбола".

Кроме должности руководителя, господин Ильичев также выполняет в команде функции координатора нападения и тренера квотербеков. Но главное — он один из отцов-основателей клуба, в 2015 году ставшего чемпионом России. Достижение для этого вида спорта трудно переоценить — чемпионат страны проводится с 1991 года, и "Грифоны" стали первой и пока единственной командой, нарушившей гегемонию столичных клубов.

Ликования по этому поводу в городе не было: американский футбол, как и большинство ему подобных видов спорта, не имеет большой поддержки среди горожан и не обласкан вниманием журналистов. Дежурные репортажи в спортивных и городских СМИ о победе американского футбола в петербургском исполнении над американским футболом по-московски, конечно же, вышли. Но ни богатыми, ни знаменитыми "Грифонов" это не сделало. Для всех игроков клуба спорт продолжает оставаться пусть значимым, но хобби, за которое они не получают зарплату.

"Во-первых, наш спорт малоизвестен в России, и требуются значительные усилия, чтобы привлечь внимание к клубу как со стороны будущих игроков, так и со стороны потенциальных спонсоров и инвесторов,— объясняет Александр Ильичев.— Во-вторых, для полноценного функционирования клуба требуется не менее 40 игроков, а также тренерский и административный персонал. И в-третьих, американский футбол достаточно дорогостоящий вид спорта с точки зрения и организации, и затрат на спортивное снаряжение, которое сравнимо по стоимости с хоккейным, и тренировочного процесса".

Сейчас большинство зрителей на играх по американскому футболу — это молодежь, рассказывает господин Ильичев. Они же подписчики страниц клуба в социальных сетях. Интернет — это основной способ коммуникации клуба с поклонниками. Соцсети, профильные сайты, видеохостинги привлекают сотни людей на трибуны во время матчей команды и помогают сформировать коммьюнити вокруг бренда. Но его недостаточно для финансовой устойчивости клуба, который существует скорее за счет привлечения партнеров и внутренних ресурсов.

"В прошлом году Федерации американского футбола Санкт-Петербурга была выделена небольшая сумма, но использовать мы ее, к сожалению, не успели,— поясняет Александр Ильичев.— Так как все турниры, на которые эти средства могли быть использованы, были проведены в самом начале года, и федерация не успела подготовить необходимые документы для подачи в спорткомитет. В целом мы стараемся не зависеть от государственной поддержки и искать другие источники финансирования".

Походы в государственные структуры требуют много сил, соглашается с директором "Грифонов" представитель лакросса в Санкт-Петербурге Андрей Потеха. Его вид спорта хоть и имеет давнюю историю в Северной Америке (считается, что его изобрели индейцы), но для России он еще в диковинку. Это весьма зрелищный и жесткий спорт — неспециалист вполне может спутать одетого в форму и шлем игрока лакросса с американским футболистом. Но если задача футболистов доставить в чужую зону овальный мяч, то цель игры в лакросс в том, чтобы забросить небольшой резиновый мячик в ворота соперника, используя клюшку с сеткой. Особенно популярен этот вид спорта в США и Канаде, в Россию он пришел только в XXI веке. Петербургская команда называется White Knights и тоже держится исключительно на энтузиазме нескольких жителей города.

"Мы до сих пор вне видимости государства,— говорит господин Потеха.— Нам не помогают и не идут на сотрудничество. Мы уже давно пытаемся сделать лакросс официальным видом спорта в России, но, к сожалению, нам в этом пока отказывают, ссылаясь на нехватку каких-то документов с нашей стороны. Фактически лакросс в России — это не спорт. Хотя им занимаются более чем в 60 странах мира".

В стране сейчас есть три полноценных команды, и любители лакросса уже задумываются о создании сборной страны, что может привлечь и спонсоров. Пока же деньги нужны не только на тренировки и форму, но и для поездок на международные турниры с целью приобрести опыт.

"Если бы нас сделали официальным видом спорта, это помогло бы развитию лакросса,— говорит Андрей Потеха.— Но пока канадцы и американцы не пролоббируют включения лакросса в программу Олимпийских игр, в России нас не заметят".

По-английски

"Создание команды любительского уровня надо начинать с поиска энтузиастов и единомышленников, тех людей, которые будут плечом к плечу с тобой трудиться и создавать условия для роста не за деньги, а за идею",— почти слово в слово повторяет мысль Александра Ильичева капитан петербургского регбийного клуба "Нарвская застава" Павел Дмитриев.

Придуманный в Англии вид спорта имеет в России довольно богатую историю. Первые игры с дынеобразным мячом состоялись в СССР еще в 1930-е годы, но признали регби в стране лишь 30 лет спустя. Где-то в это время английская игра проникает и в Ленинград. С тех пор регби на берегах Невы пережило много взлетов и падений, но сумело закрепиться. Сейчас, несмотря на включение регби-7 в программу Олимпийских игр, этот вид спорта продолжает развиваться во многом за счет спонсоров-энтузиастов. Самый известный из них в Петербурге, пожалуй, президент регби-клуба "Нарвская застава" и генеральный директор биотехнологической компании Biocad Дмитрий Морозов. Поддержка, оказываемая фармацевтическим холдингом "Заставе" последние несколько лет, значительно помогла клубу как в менеджменте и маркетинге, так и в спортивных успехах.

"В прошлом году клуб стал победителем в чемпионате по регби Высшей лиги России, а до этого завоевал титул чемпиона Европы в Таллине,— рассказывает Дмитрий Морозов.— Город видит результаты наших общих усилий: недавно было увеличено финансирование этого вида спорта в Петербурге с 2 до 8 млн рублей. Мы рассчитываем, что в новом сезоне этот тренд продолжится и мы сможем порадовать наших болельщиков новыми победами и новыми достижениями".

Еще одним условно "английским" видом спорта в Петербурге можно считать керлинг. Появление этой игры в Шотландии датируют началом XVI века. Спустя пару столетий она проникает в Северную Америку благодаря шотландским переселенцам, а всемирную известность приобретает уже ближе к концу XX века. Можно сказать, керлингу повезло: с 1998 года это олимпийский вид спорта. В Петербурге, а вместе с тем и во всей России, керлинг появился в 1991 году. В последние годы спортивные успехи российских и петербургских керлингистов говорят сами за себя — медали чемпионатов Европы и мира, награды Олимпийских игр.

"Керлинг в России не является национальным видом спорта, и на существенную поддержку со стороны государства нам рассчитывать не приходится,— рассказывает керлингист, представитель петербургского клуба "Адамант" Александр Бадилин.— Выделяемых комитетом по физической культуре и спорту средств с трудом хватает на проведение городских соревнований, стипендии и командировки городских сборных на турниры".

Действующих спонсоров, помогающих развитию керлинга в России, можно пересчитать по пальцам, поясняет Александр Бадилин. И в основном это точечная поддержка спортсменов и клубов. Слабо развивается керлинг и как массовый спорт, хотя наши климатические условия должны этому благоволить. Прежде всего, сказывается нехватка мест для занятий. Например, в Петербурге есть всего три коммерческие керлинговые площадки.

По-российски

"Как вообще сделать "немедийный" вид спорта "медийным"?-- задается вопросом автор проекта Vortex Sport Battle Тимур Кузьмин.— За полгода мы прошли путь от роликов на YouTube до контракта с телевизионной компанией Russian Extreme. Когда мы запускали первый баттл и приглашали профессиональных операторов и фотографов, многие спрашивали: "Кому это нужно?" А оказалось, что турнир с понятными правилами, звездами из разных видов спорта и профессиональной съемкой интересен многим потенциальным участникам и десяткам тысяч зрителей".

"Немедийные виды спорта имеют один огромный плюс для потенциальных спонсоров: они гораздо дешевле для стартовых вложений и при этом имеют неплохую внутреннюю аудиторию,— размышляет мастер спорта международного класса, руководитель петербургской сети школ по тхэквондо "Грифон" Сергей Смышляев.— Кроме того, в "экзотических" видах спорта есть больше пространства для различных креативных решений по интеграции спонсоров".

"Такие виды спорта, по большому счету, никому не нужны, кроме группы инициативных, заряженных идеей граждан,— говорит председатель общероссийского спортивного движения "Сильная Россия", директор АНО "Петербургский спортивный форум" Константин Блохин.— Начинать нужно с вопроса самому себе и своей команде: "А готов ли ты работать 24 часа в сутки бесплатно, возможно, длительное время, без благодарностей от тех, ради кого ты работаешь. Настолько ли ты заряжен и любишь этот вид спорта, что ты готов этим жить?""

В качестве примера господин Блохин приводит алтимат — игру с летающим диском-фрисби. В прошлом году женская команда из России победила на пляжном чемпионате мира, обыграв в финале сильнейшую американскую сборную.

"Эта игра широко освещалась в зарубежных СМИ, а в России о ней почти никто и не слышал,— говорит Константин Блохин.— И хотя алтимат — это официальный вид спорта, нам сейчас приходится писать письма в госорганы, чтобы девушкам выдали хотя бы благодарности какие-нибудь".

В России несколько тысяч спортсменов по алтимату, которые регулярно тренируются и почти каждый месяц участвуют в различных соревнованиях по всей стране, рассказывает один из лидеров петербургской команды по алтимату "Тени" Арсений Чураков. И, конечно же, этот вид спорта появился и удерживается на плаву в России благодаря частной инициативе. Более того, даже российские победительницы прошлогоднего чемпионата мира ездили на турнир за свой счет.

"Чиновники развивают те виды спорта, которые реально интересуют большой пласт населения,— размышляет Арсений Чураков.— Поэтому, например, в Германии, США или Канаде, где спорт популярен и в школах, и в университетах, государственные учреждения весьма охотно его поддерживают".

Пока же "малые" виды спорта остаются на периферии интересов государства и крупного бизнеса, петербургские спортивные энтузиасты вынуждены все больше углубляться в тонкости спонсорства, фандрайзинга и лоббизма. Поскольку будущее команд и видов спорта, которые они развивают, полностью зависит только от их собственных усилий.

Вся лента