Salone del Mobile — манифест современного дизайна

События

С 17 по 22 апреля в Милане прошла известная на весь мир выставка Salone del Mobile. С каждым годом это грандиозное событие в выставочном центре Ро (Fiera Milano di Rho) собирает все больше профессионалов дизайн-индустрии, прессы и людей, специально приезжающих сюда, чтобы следить не только за трендами мирового мебельного рынка, но и за инновациями в сфере преобразования окружающего пространства. В этом году в выставке приняли участие 2000 компаний (30% из них — не итальянские), ее посетили 434 509 человек из 188 стран. По сравнению с прошлым годом количество посетителей возросло на 26%.

Елена Федотова

Сегодня "салон" решительно выходит за рамки выставочного центра и становится значительным городским событием, впечатляющей неделей дизайна, вовлекая в водоворот презентаций, выставок, вечеринок и коктейлей множество компаний, и не только итальянских, занимающихся производством и дизайном всего на свете — обуви, одежды, текстиля, интерьеров, посуды, сантехники... В эти дни в своих миланских шоу-румах, бутиках и галереях они стремятся представить лучшее и самое креативное из созданного под тем или иным брендом. Некоторые вступают в коллаборации с известными художниками, фотографами, флористами, создавая неожиданные инсталляции, как, например, компания Alcantara — производитель одноименного материала, на ощупь напоминающей мягчайшую замшу; этот материал используется в фэшн-индустрии, в дизайне интерьеров, отделке автомобильных и авиасалонов.

"Девять путешествий во времени" — так называется экспозиция, расположившаяся в небольших помещениях исторического Палаццо Реале рядом с Миланским собором. Философская идея воплощения времени в разных ипостасях породила фантастические визуальные формы: лабиринт, ротонда, цилиндры, волнистые поверхности — все это создано художниками и дизайнерами из разных стран из материала Alcantara. В результате материал обрел новый смысл и предстал в неожиданном свете — такую форму взаимодействия современного искусства с производством чего бы то ни было вполне можно назвать новым трендом в продвижении брендов. А в новом флагманском бутике Woolrich на Corso Venezia открылась выставка знаменитого итальянского архитектора, дизайнера и фотографа Карло Моллино (1905-1973) — его называют сюрреалистом в дизайне. В пространстве, созданном японской студией Wonderwall, с зимним садом и специальной комнатой для испытания одежды в определенном микроклимате, развешены фотографии мастера и расставлены предметы мебели, своими линиями напоминающие изгибы женского тела.

Но главная экспозиция "салона" разворачивается в комплексе Ро — он был открыт в 2005 году, чтобы значительно расширить существующий выставочный центр Fiera Milano City, и с того времени стал одним из самых крупных и современных выставочных центров мира. Он находится примерно в 30 минутах езды от центра города и занимает площадь 345 тыс. кв. м, на которой расположено восемь гигантских павильонов. С самого утра сюда стекаются толпы людей — многие с чемоданами на колесах для сбора многочисленной информации, и входная зона с турникетами досмотра становится похожа на оживленный аэропорт. В павильонах — постоянное броуновское движение, каждый стенд пытается выделиться чем-то необычным, используя для этого все возможные технологии. Нон-стоп идут мультимедийные презентации, представители компаний проводят экскурсии по своим экспозициям, дизайнеры интерьеров присматриваются к новинкам и оценивают возможности своих заказчиков, а наиболее продвинутые заказчики сами приезжают сюда, чтобы определиться с выбором — здесь все можно потрогать, получить максимум информации о материалах и принципах производства, включить-выключить-открыть-закрыть. Smart design for smart people — этот девиз итальянской фирмы Kartell, пожалуй, справедлив для всей грандиозной экспозиции, хотя она декларировала более скромный, но тоже верный лозунг: Buon design! ("хороший дизайн").

Выставка проходила в 57-й раз, и впервые в ее истории оргкомитет Salone del Mobile выступил с "Манифестом" — по сути, это декларация о намерениях, которые позволят привлечь новые идеи, проекты и ресурсы. "Сегодня, чтобы ответить на глобальный спрос, мы должны совершить еще больше: мы должны сосредоточиться на инновациях и сохранении высокого качества производства, на способности создавать систему и культуру, на способности делиться информацией и раскрывать потенциал новых поколений", — говорит Клаудио Лути, президент Salone del Mobile.

"Salone del Mobile — это отличительный знак Милана,— утверждает мэр города Джузеппе Сала.— Салон — это гораздо больше, чем просто выставка мебели, это международное мероприятие, лаборатория экспериментов и исследований, витрина для новых предприятий, место встречи дизайнеров и архитекторов, которые каждый год представляют, изучают и прогнозируют тенденции". Таким образом, манифест утверждает особую роль города, его лидерство в развитии дизайна будущего. А еще манифест — это провозглашение свободы творчества, способного изменить мир к лучшему. Как ни пафосно это звучит.

Манифест включает разделы под названиями: "Эмоция", "Представление", "Качество", "Дизайн", "Система", "Молодежь", "Культура", "Коммуникация", "Милан в центре". Это можно назвать формулой развития Salone del Mobile, направлением в продвижении дизайна как силы, гармонизирующей мир. Что касается коммерческого аспекта, то, по словам президента "Агентства ИЧЕ" Микеле Сканнавини, "инновации и креативность итальянской продукции, поддерживаемые скоординированными действиями компаний, ассоциаций и институтов, позволили увеличить экспорт на 1,7% в 2017 году и позволили достичь важных целей как на европейских, так и на удаленных рынках, таких как Китай, где Италия стала ведущим поставщиком мебели".

В эти же дни к основной площадке выставочного центр в 22-й раз присоединился Международный салон кухонной мебели (EuroCucina) вместе с представлением кухонных технологий будущего (FTK — Technology for the Kitchen). В этих экспозициях приняли участие 111 и 47 компаний соответственно. "Умные" энергосберегающие бытовые приборы, оснащенные встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом, действительно поражают. В этих кухонных пространствах, напоминающих фильмы о будущем, идет своя жизнь — закручиваются водовороты в прозрачных посудомоечных машинах, светильники ползут вверх-вниз, включаются разные девайсы, шторки и дверцы шкафов раздвигаются сами собой, меняя пространство. Тенденция очевидна: больше нет устройств, которыми было бы невозможно управлять удаленно — все можно подключить к приложениям и друг к другу. Современная кухня — это не только помещение для приготовления и приема пищи, но и место для общения, напоминают дизайнеры. Поэтому кухонное пространство становится все более открытым и подвижным, а на смену "неподвижному" помещению приходит трансформирующееся с модульными конструкциями. Что касается стиля всех этих высокотехнологичных кухонь, то его можно определить как минимализм. Никаких излишеств: гладкие поверхности из натурального камня или его имитаций, дерево, металл. Серо-стальная цветовая гамма с вкраплениями белого, черного и коричневого выглядит весомо и внушительно. Зато буйство цвета врывается в эти храмы гастрономии, когда в ход идут разнообразные продукты — мясо, рыба, дары лесов, садов и огородов.

В Международном салоне ванных комнат, который также проходил в рамках Salone del Mobile, участвовали 228 компаний. Они представили мебель и аксессуары, душевые кабины и оборудование для сауны, сантехнику, облицовочные материалы и смесители, обычные и гидромассажные ванны. Здесь особое внимание отводилось инновационным материалам и технологиям, снижающим влияние на окружающую среду. А еще домашней автоматизации, позволяющей, например, приспосабливать ванную комнату к настроению того, кто в ней находится,— менять температуру помещения, музыку, освещение и даже высоту сантехники и облицовку стен.

Пожалуй, самым выраженным трендом Salone del Mobile стало стремление к гармонии с природой. Именно поэтому неделя дизайна в Милане началась с инсталляции Living Nature. La Natura dell'Abitare в специально построенном павильоне на площади у Миланского собора. На открытие проекта приехал даже мэр Милана. В прозрачном легком сооружении под выгнутой крышей, на зонированном пространстве в 500 кв. м одновременно существуют четыре времени года, кусочки живой природы — деревья, цветы, травы... Переходя из зимы в весну, из лета в осень кожей ощущаешь мгновенную смену времени года. Павильон состоит из сенсорной кристаллической мембраны с датчиками, способными реагировать на освещение, они позволяют регулировать климатические условия внутри павильона. В крышу встроены органические фотоэлектрические панели — солнечные батареи последнего поколения, созданные на основе процесса фотосинтеза хлорофилла. Они производят энергию, необходимую для охлаждения зоны "зима" и прогрева "лета". Что хотели сказать создатели проекта — международная студия дизайна и инноваций Carlo Ratti Associati? Рациональное использование природных ресурсов, способность их воспроизводить — вот что нужно человеку для комфорта физического и морального. Даже если он об этом не задумывается.

Вечером Милан, где уже по-летнему тепло, становился непрекращающимся праздником. У бутиков в центре города собирались гости — стильная публика, пришедшая поднять бокал-другой игристого за торжество дизайна и гармонии, которой так недостает этому миру.

Вся лента