Черногория и Россия обменялись намерениями в нормализации
Мило Джуканович возвращается в президентское кресло
Новым президентом Черногории избран Мило Джуканович. Хотя лидер правящей партии и экс-премьер однозначно высказывается за продолжение евроатлантического пути республики, сразу после победы на выборах он выразил готовность Черногории нормализовать отношения с Россией. А одним из первых среди мировых лидеров его поздравил президент РФ Владимир Путин. С подробностями из Подгорицы — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
О победе Мило Джукановича объявил на минувшей неделе после подсчета 100% голосов черногорский ЦИК. Лидер республики на протяжении более четверти века (он уже был однажды ее президентом и шесть раз становился премьером) получил 53,9% голосов, победив в первом туре. За его главного противника, оппозиционного кандидата Младена Боянича проголосовали 33,4%.
На протяжении всей кампании ее фаворит Мило Джуканович однозначно высказывался за продолжение евроатлантического пути Черногории, а сами выборы президента представлял как повторение черногорского референдума о независимости, а заодно и голосование по НАТО и ЕС. Такое сравнение было во многом оправданным: большинство соперников господина Джукановича не скрывали, что в случае победы подвергнут ревизии ключевые внешнеполитические решения властей, в том числе по вступлению в НАТО и присоединению к антироссийским санкциям, а некоторые претенденты даже обещали пересмотреть итоги референдума 2006 года.
Поэтому свою уверенную победу на выборах будущий президент (его инаугурация намечена на 20 мая) расценил как подтверждение явным большинством населения республики курса на ее вступление в НАТО и будущую интеграцию в ЕС. А местные эксперты поясняют: на условном референдуме в поддержку курса Мило Джукановича по НАТО и ЕС высказались не только почти 54% проголосовавших за него черногорцев, но и 8%, отдавших голоса за пришедшую к финишу третьей Драгиню Вуксанович, кандидата от Социал-демократической партии, поддержавшей в прошлом году вступление Черногории в НАТО.
Тем не менее еще в ходе президентской гонки Мило Джуканович выразил «абсолютную готовность строить добрые отношения и с Россией». А в его окружении корреспондента “Ъ” уверяли в стремлении «поскорее нормализовать связи с Москвой».
То, что эти заявления не были просто данью предвыборной риторике, будущий президент подтвердил практически сразу после победы на выборах. В конце минувшей недели он объявил, что Черногория готова к нормализации отношений с Россией и что на посту президента он постарается внести в это и свой вклад. «Что касается Черногории и меня лично, разговор о нормализации отношений (с РФ.— “Ъ”) является попыткой стучаться в уже открытые двери»,— заявил Мило Джуканович «РИА Новости». По его словам, «нарушение в последние годы отношений между двумя странами было ненужным», а произошло оно из-за того, что «Черногория сделала стратегический выбор в пользу членства в НАТО и ЕС», о чем «с самого начала знали и в Москве».
«Никаких препятствий с нашей стороны для того, чтобы поскорее перевернуть нынешнюю неестественную страницу в российско-черногорских отношениях, нет,— заверил “Ъ” информированный источник в окружении избранного президента Черногории.— Мы и до сих пор старались содействовать этому. Несмотря на охлаждение отношений, российский НОВАТЭК в консорциуме с итальянской ENI получил концессию на разведку и добычу нефти и газа на черногорском шельфе, а срок безвизового пребывания россиян в Черногории продлен с одного до трех месяцев. Любой шаг России в направлении нормализации отношений встретит полную поддержку с черногорской стороны».
Подтверждением того, что в Москве также заинтересованы в скорейшей нормализации отношений с Черногорией, может служить и поздравление с победой на президентских выборах, которое направил Мило Джукановичу президент РФ Владимир Путин. Причем сделал это он одним из первых среди мировых лидеров — телеграмма из Кремля в Подгорицу пришла уже на второй день после выборов 15 апреля.
Как портились отношения Черногории и России
5 июня 2017 года в НАТО официально вступила Черногория, став 29-м членом альянса. И ни разу еще за все время расширения Северо-Атлантического блока принятие в него нового участника не вызывало в Москве столь резкой, столь болезненной реакции.