На сцене МХТ разыгралось представление
Перед коллективом театра выступил новый худрук
Через 40 дней после ухода из жизни Олега Табакова, руководившего Московским художественным театром (МХТ) с 2000 года, театр возглавил режиссер и театральный педагог Сергей Женовач, заслуженный деятель искусств РФ (2006), лауреат Государственной премии РФ (2004), многократный лауреат «Золотой маски». Его первое выступление перед труппой и прессой в зале МХТ состоялось в понедельник. Рассказывает Ольга Федянина.
Представленный труппе Владимиром Мединским Сергей Женовач (справа) пообещал хранить верность традициям МХТ
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Официально представили Сергея Женовача в новой должности министр культуры Владимир Мединский и заместитель последнего Александр Журавский. Кроме того, на сборе труппы выступил еще один преемник Олега Табакова — актер, режиссер и продюсер Владимир Машков, недавно назначенный художественным руководителем «Табакерки» (Театра-студии под руководством Олега Табакова — официальное название пока остается таким).
Напомним, что о назначении Сергея Женовача на должность художественного руководителя МХТ министр культуры объявил 23 марта, через 11 дней после смерти Олега Табакова,— для многих это стало неожиданностью, так как еще 13 марта в интервью ТАСС Владимир Мединский на вопрос о поисках нового кандидата ответил: «Думаю, торопиться не стоит». В труппе театра не все были согласны с выбором Минкульта, а часть коллектива даже собиралась предложить собственного кандидата на художественное руководство — актера Константина Хабенского.
Чем известен Сергей Женовач
Сергей Женовач, имеющий репутацию руководителя, не склонного к радикальным переменам (эта репутация, безусловно, повлияла на его утверждение в новой должности), подтвердил ожидания собравшихся заверением, что будущая работа должна строиться на продолжении и развитии традиции Художественного театра. Свое выступление он посвятил не столько конкретным творческим и организационным планам, сколько общим принципам, заложенным Станиславским и Немировичем-Данченко и продолженным Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым. Речь шла о традиции, к которой он сам чувствует себя причастным как создатель Студии театрального искусства,— традиции драматического театра как общего дома, объединяющего творцов-единомышленников, театра, «в центре которого находится человек». Вместе с тем он несколько раз упомянул о том, что задачи, которые перед ним стоят, для него самого являются крайне сложными и непривычными.
Уже сейчас понятно, что на практике сохранение стабильности и преемственности все равно так или иначе обернется большими переменами.
Изменения коснутся возглавляемого Сергеем Женовачем театра «Студия театрального искусства» (СТИ) — в первую очередь организационные. СТИ, основанная Женовачем и его учениками в 2005 году, долгое время была частным театром, но в прошлом году перешла в подчинение федерального Министерства культуры. На сборе труппы МХТ Сергей Женовач подтвердил, что не хочет расставаться с художественным руководством СТИ, а Владимир Мединский объявил, что студия превратится в филиал Художественного театра. Если учесть, что сам МХТ в настоящий момент имеет три сценические площадки в основном здании в Камергерском переулке, а вскоре к ним добавятся еще две (филиал театра строится в Коломенском),— становится очевидно, что новому худруку предстоит определять творческую программу целого театрального конгломерата, в который входит еще и образовательный комплекс Школы-студии МХАТ. Помимо этого Женовач собирается сохранить за собой руководство кафедрой режиссуры в Российском институте театрального искусства—ГИТИС.
Вероятно, одной из самых острых тем в ближайшем будущем станет административная реформа этого театрального конгломерата — и фигура нового директора МХТ.
Олег Табаков, не только выдающийся актер, но и опытный театральный администратор, совмещал художественное руководство с директорством; Сергей Женовач таких намерений не имел изначально. В данный момент обязанности директора исполняет Юрий Кравец, первый заместитель художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова, директор и педагог Московской театральной школы Олега Табакова. Превратится ли это «и. о.» в полноценное директорство и во что выльется перераспределение полномочий — вопрос, который пока остается открытым.
Вторая открытая тема — соседство разных театральных школ и направлений. МХТ при Олеге Табакове исповедовал эстетическое разнообразие, в котором каждый зритель в принципе мог найти и выбрать что-то для себя. Сергей Женовач последние 15 лет работал в своего рода замкнутой системе художественных координат: все спектакли Студии театрального искусства поставлены им самим и его постоянной творческой группой, в которую входят сценограф Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник, художник по свету Дамир Исмагилов. Кстати, на сборе труппы Александра Боровского уже представили как нового главного художника МХТ. Что касается разнообразия эстетических подходов, Сергей Женовач пока нашел успокаивающие слова, сказав, что принципы, заложенные Станиславским и Немировичем-Данченко в основу МХТ, меняться не могут, а вот эстетика — вещь подвижная и разнообразная.
Фотогалерея
«Сегодня нет героев. Это нормально»
Олег Табаков родился в семье врачей 17 августа 1935 года. В 1950—1953 годах занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников, а после окончания школы поступил в Школу-студию МХАТ, где считался одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, он сыграл свою первую роль в кино — в фильме «Саша вступает в жизнь»
Фото: из личного архива Олега Табакова
«Все эти разговоры, что кино убило театр, — чушь собачья. Немыслимая привилегия театра: приходит живой человек — ему предлагают действо, которое разворачивается только один раз, на его глазах. Вышли два актера, вынесли коврик — и началось. 50 лет назад Михаил Ромм предрек театру смерть — от кинематографа. Прошло 50 лет — никаких сообщающихся сосудов из театра и кино не вышло. Наоборот, кино по-прежнему паразитически употребляет театральных актеров»
На фото: актеры Михаил Казаков (слева) и Олег Табаков, 1959 год
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ актер и режиссер Олег Ефремов, оказавший значительное влияние на окончательное профессиональное становление Олега Табакова, создал Студию молодых актеров, из которой впоследствии вышел театр «Современник». Как говорил потом Табаков, «Современник» стал «…подтверждением величия Московского Художественного театра... учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актере, живой жизни человеческого духа»
На фото: актеры Олег Табаков и Владимир Машков (справа) на сцене во время спектакля
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Зрелищность для меня не бранное слово. Да будьте вы семи пядей во лбу и переполнены самыми значительными гуманными идеями, но если театральное действо не зрелищно — не будут вас смотреть. Люди уйдут из зрительного зала, невзирая на дороговизну билетов. Сначала они голосуют рублем, потом — ногами. Психологический театр хорош, когда он зрелищен. Когда он дидактичен — не проще ли организовать театр комнатный или квартирный?»
На фото: Олег Табаков (в центре) с коллегами
Фото: Коммерсантъ / Валерий Плотников
С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника», кроме того, стал самым молодым из шести основателей этого театра. Однако с 1976 по 1983 год Табаков оставался там уже только на «разовых» ролях, а в 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешел в МХАТ
На фото: премьера спектакля «Кабала Святош» во МХТ им. Чехова (2001 год), главную роль в котором исполнил худрук театра Олег Табаков (слева)
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
«Актер, адекватно воспринимающий окружающий мир, то есть адекватно оценивающий предлагаемые обстоятельства — сила невиданная. Мои учителя говорили: от существа к существу о существе по существу. Сочетания такого рода в театре встречаются все реже и реже: все более как-то получается не по существу»
На фото: худрук театра Олег Табаков во время сбора труппы МХТ им. Чехова, посвященного началу 105-го сезона
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
В 1977 году Олегу Табакову удалось получить в Москве бывший угольный склад на Чаплыгина. Собственными руками актер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерки». Новый театр открылся в 1978 году премьерой спектакля «С весной я вернусь к тебе», быстро получил известность, однако официального статуса театру не давали довольно долго
На фото: худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин (стоит) и худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
«Время, когда о нас кто-то должен позаботиться, — ушло безвозвратно. Хочешь жить — научись зарабатывать. Ни за что не променяю ни на какую чечевичную похлебку собеса, ни на какой социалистический гарант старости моей — ту свободу, которую получил»
На фото: закладка именной плиты Олега Табакова с отпечатком ладони на «Аллее Славы», 2005 год
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
С 1973 года Олег Табаков преподавал актерское мастерство. В 1986—2000 годах он был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре курса, в 1992 году основал Летнюю школу имени Станиславского в Бостоне (США). А в сентябре 2010 года стал основателем, худруком и преподавателем открытого театрального колледжа при «Табакерке»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
«Существо мужского пола должно обеспечивать прожиточный минимум жене, детям и людям, за которых это существо в ответе. Так, во всяком случае, считали в моей семье в городе Саратове. Вот и все. 90-е? Ничего страшного тогда не происходило. Я работал: ставил спектакли, зарабатывал деньги за границей. Не переживал, а делал свое дело. Ничего драматического — наоборот даже: в 95-м у меня родился сын Павел»
На фото: худрук театра «Ленком» Марк Захаров (слева) и худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
В марте 2014 года актер подписал обращение деятелей культуры России в поддержку политики президента Владимира Путина на Украине и в Крыму. А годом позднее Табаков высказался в поддержку директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, режиссера оперы «Тангейзер», в отношении которого было возбуждено дело: «Не может не вызывать тревогу сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было»
На фото: Владимир Путин и Олег Табаков во время заседания Совета при президенте России по культуре и искусству, 2007 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
«Сегодня нет героев. Это нормально. Что-то я не шибко помню, чтобы французская революция рождала обилие героев. Все больше тартюфы или какие-либо такие пакостники, дурачки, вроде Журдена. Сейчас наши главные киногерои — это "менты" и подросшие Гарри Поттеры из "Ночного дозора". Моими героями были Соколов из "Судьбы человека", да даже мой мальчишка из "Шумного дня", но как-то все они удивительно далеки находились от юридической сферы и, уж тем более, от охраны общественного порядка. Для меня герои — настоящие, не киношные — просто русские интеллигенты: Лихачев, Солженицын»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
Олег Табаков сыграл более 120 ролей в кино. Известность ему принесли работы в фильмах «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Ширли-мырли». Из-за большой нагрузки актер перенес инфаркт в 29 лет (1964 год). Табаков также озвучивал роли во многих мультфильмах, в частности, подарил свой голос коту Матроскину из Простоквашино
Фото: Коммерсантъ / Вячеслав Прокофьев
«Не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым. Человек так устроен, что в нем масса интересного чаще всего остается за кругом нашего внимания. Мы идем по первому слою»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Бобылев
12 марта 2018 года Олег Табаков умер в возрасте 82 лет. Последнее время артист находился в больнице, где ему была сделана операция
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
В декабре 2020 года рядом с Театром Олега Табакова на Малой Сухаревской площади актеру открыли скульптурную композицию «Атом Солнца Олега Табакова»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Ближайшая программа театра даст зрителям возможность в этом напрямую убедиться. В конце этого сезона в МХТ Константин Богомолов выпускает премьеру «Трех сестер». Это же название сам Сергей Женовач репетирует в Студии театрального искусства, то есть отныне в филиале МХТ. Театр Богомолова и театр Женовача — едва ли не две самые очевидные крайности, существующие в русском драматическом театре на сегодняшний день, а «Три сестры» — главная знаковая пьеса для МХТ. Если все пойдет по плану, мы вскоре станем свидетелями уникальной конкуренции шести сестер Прозоровых на двух сценах объединенного дома.