На сцене МХТ разыгралось представление
Перед коллективом театра выступил новый худрук
Через 40 дней после ухода из жизни Олега Табакова, руководившего Московским художественным театром (МХТ) с 2000 года, театр возглавил режиссер и театральный педагог Сергей Женовач, заслуженный деятель искусств РФ (2006), лауреат Государственной премии РФ (2004), многократный лауреат «Золотой маски». Его первое выступление перед труппой и прессой в зале МХТ состоялось в понедельник. Рассказывает Ольга Федянина.
Официально представили Сергея Женовача в новой должности министр культуры Владимир Мединский и заместитель последнего Александр Журавский. Кроме того, на сборе труппы выступил еще один преемник Олега Табакова — актер, режиссер и продюсер Владимир Машков, недавно назначенный художественным руководителем «Табакерки» (Театра-студии под руководством Олега Табакова — официальное название пока остается таким).
Напомним, что о назначении Сергея Женовача на должность художественного руководителя МХТ министр культуры объявил 23 марта, через 11 дней после смерти Олега Табакова,— для многих это стало неожиданностью, так как еще 13 марта в интервью ТАСС Владимир Мединский на вопрос о поисках нового кандидата ответил: «Думаю, торопиться не стоит». В труппе театра не все были согласны с выбором Минкульта, а часть коллектива даже собиралась предложить собственного кандидата на художественное руководство — актера Константина Хабенского.
Чем известен Сергей Женовач
Сергей Женовач, имеющий репутацию руководителя, не склонного к радикальным переменам (эта репутация, безусловно, повлияла на его утверждение в новой должности), подтвердил ожидания собравшихся заверением, что будущая работа должна строиться на продолжении и развитии традиции Художественного театра. Свое выступление он посвятил не столько конкретным творческим и организационным планам, сколько общим принципам, заложенным Станиславским и Немировичем-Данченко и продолженным Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым. Речь шла о традиции, к которой он сам чувствует себя причастным как создатель Студии театрального искусства,— традиции драматического театра как общего дома, объединяющего творцов-единомышленников, театра, «в центре которого находится человек». Вместе с тем он несколько раз упомянул о том, что задачи, которые перед ним стоят, для него самого являются крайне сложными и непривычными.
Уже сейчас понятно, что на практике сохранение стабильности и преемственности все равно так или иначе обернется большими переменами.
Изменения коснутся возглавляемого Сергеем Женовачем театра «Студия театрального искусства» (СТИ) — в первую очередь организационные. СТИ, основанная Женовачем и его учениками в 2005 году, долгое время была частным театром, но в прошлом году перешла в подчинение федерального Министерства культуры. На сборе труппы МХТ Сергей Женовач подтвердил, что не хочет расставаться с художественным руководством СТИ, а Владимир Мединский объявил, что студия превратится в филиал Художественного театра. Если учесть, что сам МХТ в настоящий момент имеет три сценические площадки в основном здании в Камергерском переулке, а вскоре к ним добавятся еще две (филиал театра строится в Коломенском),— становится очевидно, что новому худруку предстоит определять творческую программу целого театрального конгломерата, в который входит еще и образовательный комплекс Школы-студии МХАТ. Помимо этого Женовач собирается сохранить за собой руководство кафедрой режиссуры в Российском институте театрального искусства—ГИТИС.
Вероятно, одной из самых острых тем в ближайшем будущем станет административная реформа этого театрального конгломерата — и фигура нового директора МХТ.
Олег Табаков, не только выдающийся актер, но и опытный театральный администратор, совмещал художественное руководство с директорством; Сергей Женовач таких намерений не имел изначально. В данный момент обязанности директора исполняет Юрий Кравец, первый заместитель художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова, директор и педагог Московской театральной школы Олега Табакова. Превратится ли это «и. о.» в полноценное директорство и во что выльется перераспределение полномочий — вопрос, который пока остается открытым.
Вторая открытая тема — соседство разных театральных школ и направлений. МХТ при Олеге Табакове исповедовал эстетическое разнообразие, в котором каждый зритель в принципе мог найти и выбрать что-то для себя. Сергей Женовач последние 15 лет работал в своего рода замкнутой системе художественных координат: все спектакли Студии театрального искусства поставлены им самим и его постоянной творческой группой, в которую входят сценограф Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник, художник по свету Дамир Исмагилов. Кстати, на сборе труппы Александра Боровского уже представили как нового главного художника МХТ. Что касается разнообразия эстетических подходов, Сергей Женовач пока нашел успокаивающие слова, сказав, что принципы, заложенные Станиславским и Немировичем-Данченко в основу МХТ, меняться не могут, а вот эстетика — вещь подвижная и разнообразная.
Ближайшая программа театра даст зрителям возможность в этом напрямую убедиться. В конце этого сезона в МХТ Константин Богомолов выпускает премьеру «Трех сестер». Это же название сам Сергей Женовач репетирует в Студии театрального искусства, то есть отныне в филиале МХТ. Театр Богомолова и театр Женовача — едва ли не две самые очевидные крайности, существующие в русском драматическом театре на сегодняшний день, а «Три сестры» — главная знаковая пьеса для МХТ. Если все пойдет по плану, мы вскоре станем свидетелями уникальной конкуренции шести сестер Прозоровых на двух сценах объединенного дома.